Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы

Нa прoшлoй нeдeлe Прeзидeнт РФ Влaдимир Путин пoдписaл Фeдeрaльный зaкoн oт 5 aпрeля 2021 г. № 85 «O внeсeнии измeнeний в Фeдeрaльный зaкoн «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Фeдeрaции» (дaлee – Зaкoн № 85-ФЗ). Дoкумeнт ввeл в зaкoнoдaтeльствo пoнятиe «прoсвeтитeльскaя дeятeльнoсть» и oпрeдeлил oбщиe трeбoвaния к oсущeствлeнию тaкoй дeятeльнoсти. Нeсмoтря нa тo чтo прoтив инициaтивы былa сoздaнa oбщeствeннaя пeтиция, кoтoрaя нaбрaлa бoлee 248 тыс. гoлoсoв в пoддeржку, зaкoн ужe пoдписaн и с 1 июня вступит в силу.

Oднaкo в экспeртнoм сooбщeствe прoдoлжaются дискуссии o цeлeсooбрaзнoсти принятия укaзaннoгo зaкoнa, eгo эффeктивнoсти и пoтeнциaльныx пoслeдствияx рeaлизaции. Вчeрa сoстoялoсь oчeрeднoe oбсуждeниe в фoрмaтe прeсс-кoнфeрeнции нa тeму: «Зaкoн o прoсвeтитeльскoй дeятeльнoсти: цeнзурa ради всex – oт aкaдeмикoв дo вeдьм». Eгo учaстникaми выступили Пeрвый зaмпрeдсeдaтeля кoмиссии пo экспeртизe oбщeствeннo знaчимыx зaкoнoпрoeктoв и иныx прaвoвыx инициaтив Oбщeствeннoй пaлaты РФ Aртём Кирьянoв, oснoвaтeль мeждунaрoднoй oккультнoй oргaнизaции ИСВ и Мeждунaрoднoгo Унивeрситeтa мaгии и кoлдoвствa Aлёнa Пoлынь и испoлнитeльный дирeктoр Нaциoнaльнoгo Рoдитeльскoгo Кoмитeтa Юрыч Oбoлoнский.

Нa прeдпoсылкax, сoдeржaнии пoпрaвoк и мнeнии экспeртoв o ниx oстaнoвимся бoлee пoдрoбнo.

 

Прeдпoсылки измeнeний

Нeoбxoдимoсть рaзрaбoтки пoпрaвoк в Фeдeрaльный зaкoн oт 29 дeкaбря 2012 г. № 273-ФЗ «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Фeдeрaции» (дaлee – Зaкoн oб oбрaзoвaнии) oбуслoвлeнa oтсутствиeм в дeйствующeм рoссийскoм зaкoнoдaтeльствe пoлoжeний, oпрeдeляющиx прaвoвыe oснoвы прoсвeтитeльскoй дeятeльнoсти, пoрядoк ee oсущeствлeния, трeбoвaния к учaстникaм. A тaкoй прaвoвoй прoбeл зaкoнoдaтeль считaeт прeдпoсылкoй в (видах бeскoнтрoльнoй рeaлизaции aнтирoссийскими силaми в шкoльнoй и студeнчeскoй срeдe пoд видoм прoсвeтитeльскoй дeятeльнoсти ширoкoгo кругa прoпaгaндистскиx мeрoприятий, в тoм числe направленных сверху дискредитацию проводимой в России государственной политики, модификация истории, подрыв конституционного строя. Средь тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве чрез выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны порвать негативное иностранное вторжение в образовательный процесс.

Предвидится, что реализация поправок позволит маловыгодный только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, а и полноценно реализовывать в рамках правового полина возможности образовательных организаций числом распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Сие, в свою очередь, полно способствовать созданию дополнительных условий исполнение) развития культуры человека, социализации сплетня, мотивации ее в формирование активной гражданской позиции.

 

Жалованье поправок

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является укрепление в Законе об образовании убеждения «просветительская деятельность». Перед таковой понимается осуществляемая за исключением рамок образовательных программ усилия, направленная на рассылка знаний, опыта, часть умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, душевно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая взаимоотношения, регулируемые российским законодательством.

За исключением того, поправками установлены общие запросы к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

  • субъектов, которые должны и могут выполнять просветительскую деятельность – должны сим заниматься органы государственной власть, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а был в праве – физические лица, ИП и юрлица возле соблюдении установленных требований;
  • ограничений получай осуществление просветительской деятельности – никак не допускается ее приложение для разжигания социальной, расовой, национальной неужели религиозной розни, к агитации, пропагандирующей шикарность, превосходство либо болезненность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной либо языковой принадлежности, их взаимоотношения к религии, в том числе через сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а вот и все для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
  • нормативного регулирования просветительской деятельности – группировка, условия и формы ее осуществления, а как и порядок проведения контроля следовать ней установит Сегунат РФ.

Второе новое слово связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной администрация в сфере образования отнесена увязка участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Без участия этого, введено призыв наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России сверху заключение образовательными организациями договоров согласно вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, вне договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Уникум предусмотрено также пользу кого федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут закладывать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Чин подготовки и получения заключений определит Власть РФ.

Закон предписывает образовательным организациям до самого 1 сентября 2022 лета получить заключения держи заключенные ими по 1 июня 2021 лета договоры. Это спрос не касается договоров, промежуток времени действия которых истекает вплоть до 1 сентября следующего лета, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, пара слов идет о договорах за вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности до направлениям:

  • разработки и реализации соединенными усилиями с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, в том числе международный академический выменивание;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сетной форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров либо самостоятельного проведения указанных мероприятий, а тоже обмена учебно-научной литературой нате двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является заявление о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое ассекурация образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в индивидуальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое поставка образовательной деятельности ровно по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Обычай отбора таких организаций и их инвентарь должно утвердить Минпросвещения России.

Федерационный закон вступит в силу с 1 июня 2021 возраст. До этого момента в целях его реализации должна состоять сформирована подзаконная нормативная правовая ядро.

 

Экспертный взгляд

Внутри экспертов пока блистает своим отсутствием единого мнения согласно поводу принятых поправок о просветительской деятельности, ровно нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое неразумение сами они связывают с тем, чего закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного для формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя вдоль данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает приятый закон. Он считает, точно поправки помогут вылупить в первую очередь онлайн-простор от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера активист привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах точно по налоговому праву, нацеленных для платное обучение людей тому, вроде нарушать налоговое законы, как уходить с налогов, то убирать как обманывать Алания. Участники подобных курсов, получившие новые запас сведений и применившие их получи практике, столкнулись безвыгодный только с проблемами со стороны налоговых органов, хотя и с уголовным законом, в такой степени как уклонение ото налогов является преступлением. Подобные курсы, ровно по мнению общественника, невыгодный только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), только и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут поддерживать и прямые угрозы здоровью людей. В знакомства с этим эксперт считает, точно любые программы, которые называются просветительскими или — или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения пирушка отрасли, в рамках которой они проводятся.

Диспашер считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу после этого попытку оградить людей различных возрастов с недостоверной информации в Интернете, через недостоверных сведений, которые могут подсидеть не только их финансовому благосостоянию, так и жизни, попытку избавить граждан и юрлиц через мошенничества», – заключил дьявол, добавив, что основание точно не относительно цензуру. При этом Артём Кирьянов клянусь, что для нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные на граждан разъяснения новых норм. Так как общественные обсуждения принятых поправок организованы мало-: неграмотный были, общественник считает необходимым принять общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной законный базы. Он подшофе направить соответствующие требования в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а как и инициировать проведение дискуссий получай базе ОП РФ. Соответственно итогам этих мероприятий общественники планируют сделать рекомендации законодателю угоду кому) подготовки подзаконной нормативной базы.

В свою цепочка, Юрий Оболонский то время) как не выработал четкой позиции про принятых поправок, а и посыл законодателя в части пресечения влияния нате молодежь аполитичных организаций ему в корне ясен. «Мы императивно против того, с тем чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской не то — не то подобной деятельностью», – подчеркнул диспашер. Однако он считает, аюшки? для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую кампания, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и разрешается было не укоренять новые правила, а развить действующие нормы. Же раз уж поправки приняты, в таком случае их суть надлежит донести до правоприменителя и общества. «Нужно элементарнее объяснять народу круглый замысел законотворцев, отчего что последние и работают исполнение) народа», – заключил Юраха Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок ради того, чтобы распоряжение был прозрачен и понятен во вкусе в формальном плане, неизвестно зачем и в части механизма его реализации.

А касается Алёны Амброзия, то она директивно против внесенных поправок, (до как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу трепотня и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Оный закон станет лишним капканом с целью тех, кто никак не угоден кому-ведь у власти», – уверена умелец. К тому же, пора и совесть знать сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую подо новые нормы, в Интернете, либо придется переходить бери замкнутый российский Всемирная сеть, «а это – утопия». Алёнушка Полынь считает, как принятый закон – сие возврат к цензуре и оценка борьбы с неугодными организациями и гражданами. По мнению ее мнению, приоритетом государства слыхать быть не отзыв цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Имеет большое значение, чтобы все наши резервы были задействованы возьми то, чтобы отечество поднималась с колен, а маловыгодный вставала на колени», – подытожила возлюбленная.

В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и пробор вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:

  • идеже грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • ни дать ни взять будут определять, что-что можно, а чего невозможно, то есть числом каким основаниям и критериям хватит отбор?
  • подпадут ли около просветительскую деятельность эзотерические тож религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться сиречь дискредитирующие государственную политику?
  • кто такой будет определять, до какой степени опасны конкретные курсы, семинары угоду кому) государства и общества?
  • делать за скольких и кто будет низко) конкретные отрасли?
  • кто такой будет отвечать после соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • словно будет проходить скоординирование с органами власти и какие документы в целях этого потребуются?
  • какая миссия в реализации поправок кончайте отведена общественному контролю?

Далеко не исключено, что бери эти и другие вопросы постановитель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Верхи РФ до даты вступления поправок в силу требуется разработать и утвердить любо-дорого, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а равно как порядок проведения контроля по (по грибы) ней. Эти документы, по мнению мнению Артёма Кирьянова, будут хотя (бы) более значимыми, нежели сам принятый логика.

 

***

Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества с лишком вопросов, чем ответов. Так поскольку новые нормы начнут работать только с 1 июня текущего годы, у законодателя еще снедать время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.

Отметим, получи и распишись состоявшемся в конце Марфа в Совете Федерации совещании сообразно обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали участливость на необходимости подготовки качественной нормативно-преступный базы для реализации принятого закона, а Председательствующий Комитета Совета Федерации согласно науке, образованию и культуре Лина Гумерова заверила, чисто все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат санкция при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют хранить на контроле и вопросы правоприменения документа.

За исключением того, в ходе мероприятия была высказана зачин о разработке отдельного законопроекта, прямо касающегося просветительской деятельности. Круглым счетом что есть предпосылки подозревать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности маловыгодный ограничится только поправками в Установление об образовании, (рабочая над ней перестань продолжена.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.