Add to Flipboard Magazine.
Мoсквa, 24 мaртa — «Вeсти.Экoнoмикa»
Нa фoрумe Vestifinance гeнeрaльный дирeктoр кoмпaнии Biolink Technologies Eвгeний Чeрeшнeв прoчитaл дeйствитeльнo уникaльную лeкцию. В oтличиe oт бoльшинствa другиx экспeртoв, oн рaсскaзывaл «o сeбe». Нo лишь пoтoму, чтo сдeлaл сoбствeнный oргaнизм лaбoрaтoриeй для испытaния тexнoлoгий будущeгo.
«Я пoстaрaюсь вaс сeгoдня нeмнoгo пoрaдoвaть и нeмнoгo нaпугaть», — имeннo с этoй фрaзы Eвгeний Чeрeшнeв нaчaл свoю лeкцию o тexнoлoгияx, кoтoрыe испытaл сoбствeннoручнo. «Сoбствeннoручнo» в прямoм смыслe, вeдь рeчь идeт o чипe, вшитoм в eгo руку.
Eвгeний Чeрeшнeв
«В лeвoй рукe, вoт здeсь, тaк вы нe увидитe нa сaмoм дeлe, eсть мaлeнький биoчип 2 на 12 мм, который технически делает меня киборгом. Это маленькая такая штучка с антенной и небольшим объемом памяти, покрытая биостеклом. Многие из вас, наверное, задают вопрос: а зачем? Мне часто задают вопрос о том, зачем я это сделал. Я долго искал ответ и недавно нашел. Я объяснил ретроспективно, зачем я это сделал. Есть огромная пропасть между мнением, которое есть у всех, особенно на кухне вечером, и опытом. И мне нужен был опыт. Мне нужно было понять, что происходит с интернетом вещей конкретно. Что может быть с интернетом вещей так и не так, я хотел убедиться на собственном опыте. И в данный эксперимент я ввязался, в отличие от большинства людей, не чтобы посмеяться, а ради научной цели».
На форуме Vestifinance генеральный директор компании Biolink Technologies Евгений Черешнев прочитал действительно уникальную лекцию. Он рассказал о том, как сделал собственный организм лабораторией для испытания технологий будущего.
Ради вживления чипа Черешневу пришлось пройти немало испытаний. Его психическое здоровье подвергали сомнению не раз, и ни один врач так и не согласился на операцию, не говоря уже о том, что страховщики, услышав о том, что они должны страховать, лишь крутили пальцем у виска.
В итоге Евгению Черешневу помог «Хуан из Мексики» — не врач и не персонаж из книги Кастанеды, а специалист по пирсингу. К счастью, операцию он провел аккуратно, и чип вскоре перестал беспокоить своего владельца. Разве что путешествие через границу для него стало еще одним стрессовым «кейсом».
Так как «киборгом» бизнесмен сделал себя ради высшей цели, то есть для испытания будущего технологий на собственной персоне, он тут же принялся тестировать все подряд, намеренно отказавшись от всего, что чип может заменить. Теперь он отпирает дверь в офисе без ключа и даже блокировку телефона снимает прикосновением. Многие могут и не понять, ведь сканеры отпечатка пальца установлены на все топовые модели смартфонов, однако Евгений Черешнев объясняет: если ваши отпечатки кто-то украдет, у вас останется ровно девять попыток, прежде чем вы окончательно потеряете контроль над своими данными. А вот чип, если он будет «зашифрован и безопасен», решит эту проблему.
Удивительно, но «киборг» может без труда заходить на любой сайт с паролем. С помощью дополнительного софта пароль, привязанный к чипу, автоматически вбивается в систему, и ничего запоминать не надо. А использование технологий вроде Microsoft Kinect превращает чип практически в волшебную палочку, позволяя Евгению Черешневу перемещать предметы (например, открывать и закрывать дверь) без прямого физического контакта. Многое здесь звучит как шутка или по крайней мере не кажется предметом первой необходимости, однако лектор упоминает и еще один действительно важный вариант применения чипа.
Евгений Черешнев
«Лет через пятнадцать вполне реальна ситуация, если мне удастся это закончить, в чем я не сомневаюсь, когда вы можете ехать, а ваш документ находится в вас. А инспектор, который выходит на дежурство, получает уникальный ключ, который позволяет ему из всех ваших документов увидеть только права, страховку и историю водителя за последние полчаса. Ничего больше он не увидит, и он это сделает только в том случае, если он на дежурстве. Потому что как только он ушел с дежурства, то есть время его кончилось, он не сможет быть оборотнем в погонах. Он выйдет, и у него нет ключа, он не сможет остановить человека и прочитать о нем что-то».
Если отпадает необходимость носить с собой паспорт или права, возникает следующий вопрос: а что с платежами? Ведь хочется полностью избавить себя от лишних предметов в карманах. По словам Черешнева, ничего невозможного нет, но сфера платежей должна подстроиться под новую технологию. Ради обеспечения дополнительной защиты банки исключили свободный доступ к транзакциям со сторонних устройств и активно применяют шифрование.
Евгений Черешнев
«Никакой проблемы в том, чтобы платить касанием, не существует. Необходимости в том, чтобы носить с собой смартфоны и кредитки (потенциально, в перспективе) нет. Можно это сделать, хотя там есть проблемы, о которых могу сказать прямо сейчас. Почему массово это нельзя внедрить прямо сегодня: в индустрии платежей высокие стандарты кибербезопасности. Грубо говоря, там для начала должно быть имплементировано шифрование. Шифрование означает, что должен быть процессор. У моего чипа процессора нет. Именно поэтому батарейка не нужна. Я подношу к ридеру руку, ридер излучает поле, оно пробуждает чип, чип выполняет задачу и опять спит. Для того чтобы пользоваться чем-то более современным, процессор надо иметь, охлаждать и питать. Себя в розетку подключать пока не готов и не думаю, что буду готов в обозримом будущем. Поэтому пока что есть нюансы. Но уже ведутся исследования, по моим данным, в США и в Израиле, которые направлены на то, чтобы попытаться из человеческого тела извлекать остаточную энергию. Грубо говоря, их биохимии процесса и физики тела. Пока что это очень далеко от имплементации, потому что, как выяснилось, наше тело очень эффективно и, вообще-то, энергию воровать неоткуда».
Помимо прочего чипизация позволит эффективнее проводить поиск и спасение людей, в том числе пропавших детей, допустимо использование чипов в борьбе с терроризмом и многое-многое другое.
Евгений Черешнев рассказал и о еще более фантастическом способе применения чипа, который может стать вполне реальным уже во втором-третьем десятилетии XXI века. Это так называемая аугментация человеческого тела, улучшение его возможностей. Фактически чип получает доступ к нашему организму, управляя частью процессов и обеспечивая своему хозяину преимущества в том или ином деле. Все это можно поставить на коммерческую основу и продавать аугментацию в своеобразном «магазине приложений».
Евгений Черешнев
«Нет ничего сложного в том, чтобы сделать лет через 15-20 некий Apps Store — магазин приложений, в котором вы со смартфона можете сказать «Окей, я хочу завтра быть способным пробежать десять километров. Не хочу заниматься, хочу просто получить возможность. Это можно будет сделать, никаких сложностей здесь не вижу. Активировать ресурсы человеческого тела можно при помощи чипизации в будущем».
На фоне таких широчайших возможностей применения чипизации возникает логичный вопрос: кто и как будет контролировать всю эту систему. Будут ли это разработчики чипа, власти, злоумышленники или сам человек. В идеальном мире Евгений Черешнев хотел бы видеть одновременно открытую и хорошо защищенную систему. Хозяин чипа должен получить возможность охранять свои данные. Проблема в том, что и без прямого доступа к данным на чипе можно многое узнать о его носителе.
Это выяснилось в ходе эксперимента с «трекингом» активности Евгения Черешнева при работе на компьютере. Оказалось, что человек оставляет за собой огромный «цифровой след». И так как регистрировалось абсолютно все, включая словарь, используемый испытуемым, теоретически его деанонимизация стала возможной. Евгений Черешнев был поражен тем, сколько о нем можно узнать всего за час, изучая след в сети.
История вопроса
«Выясняется, что у нас у каждого огромный цифровой след. Многие из нас не в курсе, и все делается для того, чтобы мы об этом не думали. Когда вы жмете «я согласен» практически в любом сервисе, начиная с того, кто предоставил вам смартфон или планшет, вы прощаетесь с этими данными, даже не подозревая об этом. Вы их даже не видели. Это как проститься с собственным ребенком, ни разу его не увидев. У меня такая аналогия. Вроде как и не переживаешь».
Подобные исследования могут применяться не только к одному конкретно взятому человеку, но и к группам людей. Например в офисе у сотрудников есть общий интерес, по которому их можно отследить, а значит и предугадать их следующие действия. Иными словами, можно заранее знать, что, где и когда человек или группа людей будут делать.
Проанализировав эти данные, Евгений Черешнев решил запатентовать понятие «Цифровая ДНК». Подобно дезоксирибонуклеиновой кислоте, информация о человеке, содержащаяся на электронных устройствах и живущая в сети, содержит все, что составляет его личность, но не столько в физическом, сколько в интеллектуальном, поведенческом смысле.
В 1992 г. это было неактуально, ведь в мире был 1 млн компьютеров, подключенных к сети, и можно было считать их инструментами, а себя пользователями. А вот когда, согласно прогнозам на 2020 г., в мире будет 50 млрд подключенных к сети устройств, мы окончательно станем сенсорами, а компьютеры — интерфейсом между этими сенсорами и «цифровым слоем», существующем везде и нигде одновременно. Чем больше будет информации, тем больше будет у отдельных компаний или индивидов желания заполучить ее, установить над ней контроль.
Евгений Черешнев
«Можно провести параллели между развитием человека и развитием интернета. Сегодня у нас – цифровой феодализм. Есть несколько компаний, которые все решают, но ни с кем своим конкурентным преимуществом делиться не спешат. Мы сами принадлежим этим компаниях, когда отдаем им свои «цифровые ДНК». В связи с этим мое главное желание — чтобы в интернете наступила цифровая демократия».
Частью «цифровой демократии» как раз и могут стать чипы, но только при том условии, что появится продуманная система безопасности. В ответ на вопрос из зала бизнесмен озвучил связку «торренты+шифрование+блокчейн». Именно эта комбинация может и должна обеспечить защиту данных. Евгений Черешнев уверен, что все необходимые элементы защиты «цифровой ДНК» существуют уже сегодня.