С каждой заработанной гривны украинцы должны платить государству больше, чем 40 центов.
Олег Мандзюк, доктор экономических наук, директор Института по изучению экономических систем.
Отношения между органами власти и налогоплательщиками часто напоминает тяжелую борьбу на ринге. Но только бизнес и рядовые граждане все чаще в роли проигравших, а налог используется болезненными, обществе и экономике в угол.
Очевидно, что потрясений приходится изворачиваться по-разному, скрывать доходы и уходить от налогов и сборов.
К сожалению, высокие процентные ставки, проверки, штрафы – таковы реалии в украинской налоговой системе, которая заставляет всех нас, чтобы выжить в этой неравной схватке. Но не пора что-то менять, если мы хотим построить действительно процветающее и прозрачная экономика? Кроме того, в мире уже реализовано множество успешных налоговых реформ, так что велосипед Украине не нужно придумывать.
Принцип Вагнера
Известный немецкий экономист Адольф Вагнер еще более 100 лет назад четко сформулировал важнейший принцип налогообложения: разумное налоговое бремя и минимальные затраты на сбор налогов. И многие цивилизованные страны принимают такой подход в построении налоговых систем. Результат налицо: Китай, Сингапур, Ирландия, Дания, Норвегия, Швейцария, Латвия и многие другие страны это пример того, как можно остановить противостояние между налогоплательщиками и налоговыми органами, чтобы сделать налоговый платеж комфортным и практичным.
Да, в течение последних двух лет Кабинет министров и парламент неоднократно пытался перестроить налоговую систему в Украине. Но что мы получили в итоге? Может сократили количество схем уклонения от уплаты налогов? Или работодатели перестали платить зарплату в «конвертах»? И крупный бизнес потерял интерес для оффшорных и остановился там, чтобы взять ваш доход?
К сожалению, реальность такова, что с каждой заработанной гривны граждане должны отдавать государству более чем на 40 копеек. Но бизнес с каждой полученной гривны дохода обязан заплатить в бюджет 52 копейки. И степень налоговой нагрузки в Украине-это место на одном уровне с такими странами, как Эфиопия, Эквадор, Буркина-Фасо, Алжира, Гамбии. Однако, если они не являются для нас ориентиром?
Но шанс унифицировать налоговые органы и налогоплательщики не потеряли. И справедливости ради следует отметить позитивные изменения в стенах ГФС, само желание что-то изменить. Например, больше видна работа внутренней безопасности, которая регулярно сообщает о раскрытии взяточничества, и арест коррумпированных чиновников. Кроме того, мы хотим обратить внимание на работу офиса для крупных налогоплательщиков, которые составляют более половины всех налоговых поступлений. Это говорит о том, что реорганизация налоговой службы, его очищение происходит. Хотя мы только в самом начале, и было еще очень много.
Все дело в простоте
Но бой не закончился смертельным ударом для общества, реформаторы должны задать себе некоторые очень важные вопросы.
Во-первых, что это Справедливая ставка налога на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы? Например, для того, чтобы добиться успеха в борьбе с «конвертами», которые достигли в свое время в Грузию, налогообложение заработной платы должна быть уменьшена как минимум на 1,5, и даже 2 раза.
Во-вторых, как стимулировать компании к работе здесь и свои доходы, чтобы уйти, и в нашей стране, а не выводить за рубеж? Китай, например, в мае этого года отменили налог на прибыль полностью. Может быть, мы должны смотреть на китайский опыт? Как минимум, для того, чтобы не платить этот налог заранее. Потому что тогда получается, что его обязаны платить все прибыльные и убыточные виды деятельности.
В-третьих, как бороться с налогов для малых предприятий и фермерских хозяйств? Нетрудно понять, что малые предприятия вносят огромный вклад в экономику Украины, даже сегодня, когда она находится в бедственном положении. И apk это 30% экспорта и прекрасная возможность для завоевания мирового рынка. И мы не хотим видеть на полках магазинов-качественные и одновременно дешевые продукты? Но без налоговых льгот для аграриев к снижению цен и росту экспорта в целях достижения маловероятно.
Кроме того, очень важно, чтобы процесс уплаты налогов был очень понятной даже для малограмотных граждан. Без заполнения бесчисленных форм и простаивания в очереди, только чтобы нарваться на грубость от налогового инспектора и штраф.
Хорошим примером для нас может быть Эстония. Налоговая система в этой стране является одним из наиболее эффективных и удобных в мире. Почему? Ответ прост. Никакой Эстонии не имеет понятия, как выглядит здание налоговой службы и ее сотрудников. Все платежи граждан Эстонии платят онлайн, не выходя из вашего дома или офиса. В конце концов, государство использует для обслуживания налогоплательщиков только копейки, и проблема коррупции просто не существует.
Так почему бы нам не инвестировать в создание «электронного правительства» в той же современной системы, которая, наряду со справедливой ставки налога будут работать на благо экономики, а не против него?
До тех пор, неудивительно, что налогоплательщики не спешат поддержать правительство «деньги» и вкладывать собственные деньги в процветание страны. Кроме того, это не потому что мы плохие или безответственные бизнесмены. Тот факт, что все налоги в Украине идет по плану, а не во всех развитых странах. И если план провалится — финансового года служба начнет применять санкции, которые вызвали возмущение.
Начинать с нуля
Идеология налоговой реформы в Украине следует пересмотреть подходы и принципы взимания налога. Нам нужна система, Без угнетения и давления на налогоплательщиков, а также преобразовании государственной фискальной службы в администрации сервиса. Иными словами, основной задачей является, чтобы убедиться, что уплата налога была максимально простой и быстрой, как купить хлеб или молоко в магазине.
Кроме того, необходимо, чтобы реформа повлияла на налоговую полицию. Но очень странно, поэтому, услышать призывы к ликвидации. Ломать не строить. Чтобы что-то разрушить, а создать, вырастить, огромные усилия. Поэтому вместо бессмысленного разрушения энергоблока экономических услуг, необходимых для создания налоговой полиции для построения эффективной службы финансовых расследований, основанных на международной практике и оставив ее лучшей из того, что мы имеем сегодня. Прежде всего, это персонал, опытный персонал, информационные ресурсы и базы данных. Только так мы сможем отделить функции служб от милиции, и создание сильной аналитической декриминализированы структуры.
Но для всех этих революционных изменений, налоговые спарринг, который длится на протяжении многих лет, нужно прекратить. Дня дня. И он должен закончиться в ничью. И участники должны поднять руки вверх в знак примирения, без которого они просто не смогут доверять друг другу и начать все с «нуля».