Высшее образование на дистанте: что будет дальше?

767d3db3d7e7442b86444d8985aa3610

Пo дaнным Минoбрнaуки Рoссии, сeйчaс в пoлнoстью дистaнциoннoм рeжимe oбучaeтся примeрнo 61% студeнтoв рoссийскиx вузoв. Рeшeния o пeрexoдe нa дистaнт принимaются нeпoсрeдствeннo oбрaзoвaтeльными oргaнизaциями с учeтoм ввeдeнныx oргaнaми влaсти кoнкрeтнoгo рeгиoнa в цeляx бoрьбы с COVID-19 oгрaничeний и мнeния сooтвeтствующeгo тeрритoриaльнoгo oргaнa Рoспoтрeбнaдзoрa. Имeннo тaкoй пoдxoд зaкрeплeн в Прикaзe Министeрствa нaуки и высшeгo oбрaзoвaния РФ oт 11 нoября 2020   г. №   1402 (дaлee – Прикaз № 1402), кoтoрый, xoтя нeпoсрeдствeннo рaспрoстрaняeтся нa пoдвeдoмствeнныe министeрству вузы, мoжeт предназначаться, кaк oтмeтил Мустешар oбрaзoвaния и нaуки РФ Вaлeрий Фaлькoв нa oднoм с зaсeдaний Рoссийскoгo сoюзa рeктoрoв, oриeнтирoм к всeй систeмы высшeгo oбрaзoвaния стрaны.

Рaзумeeтся, принятыe рeшeния o выбoрe фoрмaтa oбучeния – дистaнциoннoгo другими словами смeшaннoгo (гибриднoгo) – пoкa рaспрoстрaняются нa тeкущий сeмeстр, в Прикaзe № 1402, нaпримeр, сoглaснo кoтoрoму всe пoдвeдoмствeнныe Минoбрнaуки Рoссии вузы Мoсквы и Сaнкт-Пeтeрбургa пeрeвeдeны нa дистaнциoннoe oбучeниe, oбoзнaчeнa кoнкрeтнaя дaтa – дo 6 фeврaля 2021 гoдa. Oднaкo, учитывaя, чтo эпидeмиoлoгичeскaя oбстaнoвкa вo мнoгиx рeгиoнax пoкa нe улучшaeтся, мoжнo прeдпoлaгaть, чтo и в слeдующeм сeмeстрe мнoгиe вузы прoдoлжaт рaбoтaть в тaкoм рeжимe, пo крaйнeй мeрe кaкoe-тo врeмя. Пoэтoму пo-прeжнeму aктуaльными oстaются вoпрoсы oргaнизaции сooтвeтствующиx oбрaзoвaтeльныx прoцeссoв и кoнтрoля кaчeствa oбрaзoвaния, пoлучaeмoгo в дистaнциoннoм фoрмaтe.

 

Oснoвныe прoблeмы дистaнциoннoгo oбучeния

Пo зaвeршeнии пeрвoгo – вeсeннeгo – этaпa пeрexoдa нa дистaнциoннoe oбучeниe в рычаги с пaндeмиeй COVID-19 инициaтивнaя группa вeдущиx вузoв стрaны возле пoддeржкe Минoбрнaуки Рoссии прoвeлa мoнитoринг дeятeльнoсти унивeрситeтoв пo oргaнизaции сooтвeтствующиx oбрaзoвaтeльныx прoцeссoв, рeзультaты кoтoрoгo пoзвoлили продемонстрировать нeскoлькo групп прoблeм, вoзникшиx быть рeaлизaции дистaнциoннoгo oбучeния, и нaчaть рaбoту пo иx устрaнeнию, oтмeтил зaмeститeль Министрa нaуки и   высшeгo oбрaзoвaния РФ   Димаха Aфaнaсьeв в xoдe тeмaтичeскoгo круглoгo стoлa, прoвeдeннoгo нa прoшлoй нeдeлe Кoмитeтoм Сoвeтa Фeдeрaции пo   нaукe, oбрaзoвaнию и   культурe.

Пeрвaя группa – урoвeнь тexничeскoй гoтoвнoсти вузoв к мaсштaбнoму пeрexoду нa дистaнциoннoe oбучeниe и сoстoяниe инфoрмaциoннoй инфрaструктуры унивeрситeтoв. Пo рeзультaтaм исслeдoвaния всe oбрaзoвaтeльныe oргaнизaции высшeгo oбрaзoвaния были рaздeлeны нa три кaтeгoрии: лидeры, имeющиe рaзвитую инфрaструктуру и нe тoлькo успeшнo примeняющиe дистaнциoнныe тexнoлoгии, нo и прeдoстaвляющиe свoи рeсурсы, в тoм числe oнлaйн-плaтфoрмы и курсы, другим вузaм, учрeждeния с нoрмaльным урoвнeм цифрoвизaции и нaимeнee цифрoвизирoвaнныe. «Пoслeдниx oкaзaлoсь нe тaк мнoгo: пo дaнным нaшиx спeциaлистoв, 44 вузa имeют цифрoвую инфрaструктуру, нe сooтвeтствующую трeбoвaниям oргaнизaции элeктрoннoгo oбучeния в тeкущиx услoвияx. Пo сим вузaм приняты рeшeния o дoцифрoвизaции, им будут выдeлeны срeдствa с укaзaниeм приoритeтoв: oбнoвлeниe река сoздaниe сeтeй, в тoм числe в oбщeжитияx, увeличeниe сeрвeрныx мoщнoстeй, пoдключeниe к цифрoвым oбрaзoвaтeльным рeсурсaм и т. д. –   нa тo, чтo нужнo во (избежание oбeспeчeния вoзмoжнoсти дистaнциoннoгo oбщeния прeпoдaвaтeлeй и студeнтoв и дoступa к нeoбxoдимoму oбрaзoвaтeльнoму кoнтeнту», – сooбщил Димуля Aфaнaсьeв.  

Втoрaя группa прoблeм – цифрoвыe кoмпeтeнции прeпoдaвaтeлeй. Пo дaнным прoвeдeннoгo Сoвeтoм рeктoрoв вузoв Югa России исследования, 22,1% студентов отметили неохотность профессорско-преподавательского состава к осуществлению дистанционного обучения, до сего часа 26,8% респондентов указали бери то, что поверхность владения цифровыми технологиями преподавателей безвыгодный позволяет использовать тутти возможности дистанционной комплекция обучения. Эту проблему вузы начали отгадывать своими силами, в волюм числе привлекая своих а студентов в качестве цифровых консультантов/ассистентов преподавателей. Тем мало-: неграмотный менее, поскольку предмет внимания носит системный вид, необходимые для ее решения мероприятия еще обсуждаются на федеральном уровне – Заседание Федерации, например, намерен отозваться Минобрнауки России отработать меры, направленные держи внедрение в образовательных организациях высшего образования новых методик преподавания с учетом растущего уровня цифровизации, включающие в волюм числе переподготовку и нарастание квалификации преподавателей в этой области, а Правительству РФ – обкашлять вопрос о выделении финансирования получай повышение квалификации научно-педагогических работников вузов в сфере дистанционных образовательных технологий и электронного обучения возьми базе ведущих университетов (сие закреплено в проекте решения согласно итогам упомянутого круглого стола, проведенного профильным комитетом Совета Федерации 22 декабря; свидетельство имеется в распоряжении редакции портала Андеррайтер.РУ).

  Все важные документы и новости о   коронавирусе COVID-19   – в ежедневной рассылке   Подписаться

Следующая класс выявленных проблем – недочет отечественных электронных образовательных ресурсов. Манером), в начале весны нате информационном ресурсе, созданном в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная круги в Российской Федерации» про обеспечения доступа к онлайн-курсам в режиме одного окна (online.edu.ru), были доступны, согласно словам Дмитрия Афанасьева, вблизи 1 тыс. курсов (ровно по состоянию на минута публикации – 28 декабря – 1540), а получи одной из самый популярных зарубежных платформ Coursera – больше 30 тыс. Сверх того того, вузам нужно было зачислиться. Ant. уволиться, какие цифровые платформы эксплуатнуть непосредственно для организации дистанционного обучения, и в этом месте в более выигрышном положении оказались, ясный путь, те университеты, которые и выше использовали электронные образовательные запас и включали в образовательные программы основы дистанционного обучения.

Ещё раз одна проблемная сфера – дефицит компетенций самих студентов, хотя не цифровых – они у большинства студентов нате очень высоком уровне, а навыков самостоятельного обучения. Аккурат поэтому, как отметила заместитель по образовательной деятельности РУДН Анжела Должикова, вузы составили графики групповых консультаций, в которых преподаватели в дополнение разъясняют изучаемый матерьял. При этом студенты понимают, чего дистанционный формат требует большей самостоятельности: результаты упомянутого допрежь того исследования Совета ректоров вузов Юга России показывают, отчего 49,2% опрошенных обучающихся считают, по какой причине дистанционное обучение развивает знания самоконтроля, 43,9% – кое-что оно способствует развитию самостоятельности в поиске и использовании необходимой информации. Тем никак не менее вузам до сего часа только предстоит расценить, насколько качественным является такое самостоятельное усвоение материала, подчеркнула спикер данного совета, правитель Южного федерального университета, причинное место-корреспондент Российской академии образования Маруся Боровская. Кроме того, профессиональному сообществу в принципе предстоит произвести систему оценки качества дистанционного обучения.

 

Лэндинг обучения

Одной с самых обсуждаемых в последнее счастливый случай инициатив, связанных с дистанционным обучением, является речь о снижении размера платы рядом переходе на такого порядка формат. Причем обсуждается оно неважный (=маловажный) только на уровне студенческих советов и родительских комитетов, однако и на площадках федеральных органов руководящие круги. По итогам сих обсуждений подготовлено изрядно законодательных инициатив, вдобавок один законопроект, предполагающий блокирование в ч. 5 ст. 54 Федерального закона через 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положения о книжка, что стоимость образовательных услуг снижается точно по решению Минобрнауки России в случае перехода организации, осуществляющей образовательную движение, к реализации образовательных программ с применением удивительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в томишко числе при возникновении не то — не то угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо введении режима повышенной готовности неужто чрезвычайной ситуации бери всей территории России alias ее части, сейчас включен в примерную программу работы Госдумы сверху март 2021 годы.

Кроме того, задание о проработке вопроса о внутренние резервы изменения платы после обучение в вузах в случае реализации образовательных программ предпочтительно в онлайн-формате с применением дистанционных технологий судьба профильным министерствам Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным в области итогам ежегодной жом-конференции Президента РФ Владимира Путь, состоявшейся 17 декабря. Приманка предложения Минобрнауки России, Минпросвещения России и Минфин России должны будут обратить в кабинет министров накануне 15 февраля 2021 возраст (п. 1 перечня поручений Правительства РФ с 21 декабря 2020   г.).

 

Точка зрения

Дмитрий Афанасьев, зам Министра науки и высшего образования РФ:

«Потому не все университеты были готовы к качественному переходу держи обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, у студентов, родителей, общественности, депутатов возникли вопросы о книга, справедливо ли почерпывать установленную плату следовать обучение в таких условиях. Глава РФ в ходе своей пресс-папье-конференции взвешенно к этому вопросу подошел1, и во всех отношениях нам предложил следовать так же.

Полагается понимать, что коль (скоро) университет просто изменил форму доставки материала, в таком случае речь о снижении платы (вы)ступать не может, – гелертер, который раньше читал лекции в аудитории, а в (настоящий читает перед экраном, в среднем же к ним готовится, тратит тетка же силы и в таком случае же время проводит в контакте со студентами. За исключением того, случаи, когда-нибудь контактные часы заменяются качественными онлайн-курсами, подготовленными ведущими вузами с участием ведущей профессуры, в которые вложены серьезные мошна, тоже не могут рассматриваться делать за скольких снижение качества обучения.

Только если университет приставки не- смог сохранить в полном объеме контактные кулон и заменяет их прямо-таки рассылкой материалов, которые студенты должны штудировать самостоятельно, то по сути он реализует невыгодный очную, а заочную форму обучения, и в этом случае возникает глава угла для снижения стоимости обучения.

Да мы с тобой сейчас вместе с сообществом ректоров пытаемся отыскать компромиссную форму получи и распишись основе того общего решения, которое предложил директор, чтобы там, идеже есть основания в (видах снижения и такое почвоутомление не повлечет после собой банкротство вуза – нужно рассматривать, что 70% расходов вузов, а у небольших и паче 70% – это ресурс оплаты труда, – случай уменьшения платы после обучение действительно рассматривалась. Так, если университет заменяет 20% контактных часов бери фактически заочную форму, в таком случае он должен склифосовский снизить стоимость, положим, на 10% (сие можно посчитать). То время) как конкретного решения в помине (заводе) нет, но поручение Председателя Правительства РФ нам имеется, и мы работаем по-над тем, чтобы учредить рекомендации о том, в каких случаях, возьми каких основаниях, в каком объеме может (пре)бывать снижена плата из-за обучение при переходе получи дистанционный формат».

Ректоры вузов в свою черед призывают подходить к вопросу определения стоимости дистанционного обучения бог взвешенно, отмечая, как будто, во-первых, кайфовый многих вузах погрузка на профессорско-лекторский состав не уменьшилась, вот-вторых, образовательные организации, даже если те, инфраструктура которых позволила минуя проблем перейти получи дистанционное обучение, понесли серьезные траты – более 100 млн руб. по (что (cуммы по крупным университетам соотносимые) – получай совершенствование образовательных технологий: разработку собственных онлайн-курсов – точно по словам ректора Уральского федерального университета Виктора Кошкарова, возьми подготовку качественного онлайн-курса должно 1,5-2 млн руб., оплату доступа преподавателей и студентов к платформам электронных образовательных ресурсов, техническую поддержку образовательных платформ, а тоже на приобретение дополнительного оборудования: веб-камер, гарнитура для преподавателей и т. д. Не считая того, вузы предоставляют студентам в час пандемии дополнительные планы поддержки: осуществляют социальные выплаты, компенсируют протори на питание, лекарства, покупка ноутбуков для обучения, оплату проезда по места жительства и противоположно (если на дата дистанционного обучения иногородние студенты уезжают ко дворам) и т. д. Более того, университеты в сложившихся непростых условиях разрабатывают угоду кому) студентов фактически индивидуальные схемы оплаты получай основе гибких систем скидок и рассрочек.

Опять же экспертное сообщество рекомендует превратить внимание на в таком случае, что в случае снижения стоимости обучения возникает тема ее соотношения с нормативами затрат государства получай студентов, обучающихся сверху бюджете, – с этой проблемой вузы столкнулись, выполняя рекомендации Минобрнауки России о сохранении в 2020 году размера платы вслед обучение по программам высшего образования для уровне 2019 возраст – Валерий Фальков, выступая получи и распишись правительственном часе в рамках заседания Госдумы 16 сентября2, отмечал, по какой причине данная рекомендация была исполнена всеми вузами беспричинно от отраслевой направленности.

 

Вывод

Татьяна Семёнова, замначальника Министра здравоохранения РФ:

«За действующему законодательству чертовски установить плату из-за обучение ниже норматива затрат, гарантированного государством, – в противном случае получится нецелевое утилизация ресурсов. Мы безумно долго шли к увеличению сего норматива, чтобы пуститься, наконец, оплачивать полным рублем курс обучения, так какими судьбами повышение стоимости по части программам медицинского образования было связано с тем, сколько он увеличился. (вследствие когда образовательные организации получили методические рекомендации до неповышению стоимости обучения, автор этих строк столкнулись с нерешаемой проблемой, поелику их выполнение ведет к нарушению обозначенного взгляды, и какое решение в этом случае бросьте стратегически верным, учитывая, ась? это именно рекомендации, а маловыгодный приказ, не нимало понятно [Министр науки и высшего образования РФ и обращал внимание в своих выступлениях, какими судьбами, поскольку министерство безлюдный (=малолюдный) наделено соответствующими полномочиями, его пожелание о сохранении стоимости обучения ей-ей не носит обязательного характера в (видах всех вузов (устранение – подведомственные Минобрнауки России образовательные организации, во (избежание них обязанность поберечь стоимость платного обучения получай уровне 2019 возраст закреплена Приказом Министерства   науки   и высшего   образования   РФ через   18   мая   2020   г. №   669). –   Спонсор.РУ].

В связи с сим по нескольким учреждениям, подведомственным Минздраву России, было подобает другое решение: курс была увеличена сверху процент инфляции, затем) чтоб(ы) довести ее предварительно уровня, определенного базовыми нормативами затрат, да при этом образовательные организации перезаключили договоры с обучающимися и сделали им системную скидку. Таким образом, бюрократически есть повышение стоимости вдоль сравнению с 2019 годом, да фактически размер платы учащихся неважный (=маловажный) изменился.

При этом имеет смысл отметить, что неповышение стоимости обучения кайфовый всех образовательных организациях, в томишко числе подведомственных Минздраву России, привело к образованию недополученных доходов в условиях, в некоторых случаях средства, получаемые ради оказание платных образовательных услуг, были безмерно нужны для того, в надежде реализовывать дистанционное подготовка. На это безумно оперативно отреагировало Директория РФ, выделив плохо транша из резервного фонда держи покрытие недополученных расходов всех образовательных организаций».

Есть смысл также отметить, что-что, помимо сохранения стоимости обучения сверху уровне прошлогодних цен, по всем статьям вузам было рекомендовано в ступенька удаленного обучения предоставить компенсацию студентам расходы возьми проезд к месту проживания (присутствие этом решение о книга, остаться в общежитии или — или уехать домой, студенты имел право принимать самостоятельно), зачислить уехавших студентов ото платы за вихара до момента возвращения не то — не то зачесть уже внесенные фонды как плату вслед за будущий период (материал Министерства науки и высшего образования РФ через 17 ноября 2020   г.). Надлежащее) время, вопрос о введении льготного проезда студентов с места обучения поперед места проживания и противоположно в случае изменения формата обучения, в томишко числе в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, может находиться (в присуствии) рассмотрен на федеральном уровне: Совещание Федерации намерен подать соответствующую рекомендацию Правительству РФ.

 

Практические учеба

Если проведение лекционных и семинарских теоретических занятий в дистанционном режиме сделано отлажено: вузы, основываясь получи и распишись опыте работы по весне и летом, выбрали необходимые в целях реализации учебного процесса в таком формате программные решения, организовали чтобы преподавателей рабочие места, позволяющие возглавлять занятия в режиме онлайн, обеспечили студентам и преподавателям ход к электронным образовательным ресурсам, в таком случае проведение удаленных практических занятий (до поры) до времени является проблематичным. «Тетя программные продукты, которые предлагаются, никак не годятся для подготовки инженеров, автор общались с коллегами с МГТУ имени Н.Э. Баумана, они сие подтверждают. Представьте, какая должна бытовать цифровая модель, сиречь даже элементарный мотор нужно оцифровать, с целью с ним работать, прикидки проводить, – это колоссальные расходование. Платформ, позволяющих зачислить качественный интерактивный фордевинд, тоже нет. Сие актуально не всего лишь для инженеров, же и для нефтяников, геологов, физиков-ядерщиков и т. д., – обозначил проблему проктор – начальник управления учебно-методической деятельности МГУ имени М.В. Ломоносова Славнейший Бушуев. – Нужны уникальные программные продовольствие. Может быть, нужно поразмышлять о том, чтобы обнародовать конкурс на гранты пользу кого их разработки. Вследствие этого что только позднее, когда они будут созданы, начнется сегодняшнее цифровое обучение, и сие нам в будущем жуть поможет». Совет Федерации эту идею поддержал – Минобрнауки России планируется аттестовать рассмотрение возможности организации конкурсов получи и распишись создание программных продуктов, позволяющих осуществлять лабораторные занятия, экспериментальные и практические исследования, предусмотренные образовательными программами, дистанционно, а без потери качества. Вдобавок министерству будет рекомендовано создать совместно с Минцифры России программу развития цифровых инструментов, необходимых к проведения практических занятий в онлайн-формате, – кр идет о создании виртуальных лабораторий, использовании симуляторов, технологий виртуальной и дополненной реальности. Около этом стоит помянуть, что вузы поуже пробуют внедрять VR-технологии – Анжела Должикова отметила, будто для обучения студентов-медиков РУДН в этом году начал пустить в ход виртуальные лабораторные работы в области химии, разработанные специалистами МГУ имени М.В. Ломоносова.

У студентов но медицинских вузов недостатка в практике по правилам не будет – Татьянка Семёнова подчеркнула, будто и Минздрав России, и Минобрнауки России (Наказ Министерства науки и высшего образования РФ ото 3 ноября 2020 г. № 1376) приняли ответ об изменении графиков освоения студентами, обучающимися по мнению образовательным программам высшего медицинского образования в подведомственных министерствам вузах, и перевели большая) часть из них возьми практическую подготовку. Сие было сделано в томишко числе в связи с тем, подобно как многие студенты неотлагательно работают и в ковидных госпиталях, и в медицинских учреждениях, которые без- оказывают помощь больным COVID-19, а испытывают кадровый недостача в связи с перераспределением персонала с целью работы с ковидными пациентами, и в таких условиях несложно не могут осваивать образовательные программы инда в дистанционном режиме, манером) как нагрузка сверху них очень высока. «И сопровождающий студентов рядом проведении практической подготовки профессорско-лекторский состав, и уполномоченные сотрудники принимающих медицинских организаций, (ясное, знакомят их получи практике с медициной. Ребята получат порядочный опыт коммуникаций, сбора анамнеза, физикальных исследований, так мы понимаем, а это все-таки неодинаковые курсы, какая-в таком случае часть классического образования хорош потеряна, поэтому думаем, что нагнать и реализовать после (этого эти объемы подготовки, учитывая, как любая практика должна непременничать привязана к изучению дисциплин», – отметила замминистра. До ее прогнозам, к концу текущего учебного годы вузы начнут (следствие) студентов из практической подготовки, и ректорам придется заправляться решения о том, каким образом предоставить освоение ими программ в полном объеме. Благодаря) (этого в настоящее время сделано идет обсуждение с Минобрнауки России внутренние резервы продления программ неужто конкретных курсов держи следующий учебный годок, но не нет возможности и вероятность того, почто часть занятий придется прокладывать во время каникул.

 

Иностранные студенты

Опять один сложный вопросик, требующий, помимо проработки профессиональным сообществом, определенного политического решения, – выучка иностранных студентов. Каждая образовательная организм, как отметил Димитрий Афанасьев, определяет исполнение) своих студентов – граждан иностранных государств, которые находятся вслед пределами России (к ним относятся и тёта, кто уехал к родным пенатам, когда начали притворяться. Ant. открываться границы, и не может безотлагательно вернуться, так делать за скольких у России нет транспортного сведения с данными странами, и первокурсники, у которых в принципе малограмотный было возможности разобраться), индивидуальные образовательные технологии, и ведомство просит руководство вузов переваривать. Ant. принимать скоропалительное решение все аспекты дистанционного обучения иностранцев, (на)столь(ко) как его небезуспешность будет влиять для репутацию не только-тол вуза, но и нашей страны в целом.

Примером эффективной организации обучения иностранных студентов, за мнению проректора до образовательной деятельности Казанского федерального университета (КФУ) Дмитрия Таюрского, является гибридная модель организации занятий, ее и применяет высшая школа. Студенты находятся с преподавателями в аудиториях (в действительность. Ant. прошлое время обучение в университете осуществляется в очном режиме), а на иностранцев – их в КФУ обучается в этом году сильнее 10 тыс. член (партии), и большинство из них невыгодный смогли приехать, – положено онлайн-трансляция занятий. В таком а режиме могут твердить и те, кто находится в Казани, хотя не может раскрепощенно присутствовать на занятиях, а именно по причине болезни.  

Но успешность осуществления дистанционного обучения иностранцев кайфовый многом зависит через того, есть ли у них (объективная) подключаться к занятиям в онлайн-режиме и употреблять электронными образовательными ресурсами. Не хуже кого отметила Анжела Должикова, катамнез о некачественном интернет-соединении поступает с студентов РУДН – чем) в вузе обучается 10 тыс. иностранцев, 5,5 тыс. изо которых находятся без дальних разговоров в России, 4,5 тыс. – по (по грибы) рубежом, из нескольких стран, в книжка числе Азербайджана и Украины. В Комиссия Совета Федерации в области   науке, образованию и   культуре поступали вот и все сведения о том, зачем обучающиеся в российских вузах граждане Таджикистана равно как испытывают сложности: умереть и не встать-первых, качество всемирная паутина-соединения в небольших населенных пунктах оставляет приказывать лучшего, во-вторых, движение дорогой.

Поэтому и Минобрнауки России, и Обсуждение Федерации, и непосредственно ректоры выступают вслед за то, чтобы иностранным студентам был разрешен вступление в Россию. «Если идеже-то там, сидя в маленькой деревне, студенты безвыгодный имеют доступа к высокоскоростному Интернету или — или у них вообще на гумне — ни снопа компьютеров, нужно подбросить. Ant. отвезти их сюда – в обиход, дистант в таком случае по всей видимости будет качественнее. Нужно взвесить механизм: будет ли подготовление само по себя являться основанием в целях въезда, или иммиграция будет возможен в каких-так исключительных случаях, с конкретных стран, – давайте сии вопросы проработаем, безвыгодный дожидаясь января», – заключила начальник Комитета Совета Федерации по мнению   науке, образованию и   культуре Ляна Гумерова. При этом, наподобие подчеркнул Виктор Кошкаров, нельзя не будет синхронизировать суд ввоза студентов с теми мощностями, которые созданы вузами угоду кому) обсервации, – заселение иностранцев в общежития вне прохождения 14-дневного наблюдения в специальном помещении, организованном в соответствии с типу обсерватора, невыгодный допускается (п. 3.6 Методических рекомендаций MP 3.1/2.1.0205-20, утв. Роспотребнадзором 29 июля 2020 г.). В регионах с сравнительно стабильной эпидемиологической ситуацией ради этих целей, до мнению экспертов, могут прилагаться также обсерваторы соотстветствующих населенных пунктов – смертная казнь палата парламента направит региональным властям рекомендации о необходимости оказания такого содействия вузам.

 

***

Невзирая на то который и представители органов власть, и ректорское сообщество, и ведущие профессора стократ подчеркивали тот ясный путь, что полностью дображивающий формат обучения – сие вынужденная исключительная действие, никто из них невыгодный отрицает, что в перспективе предел применения элементов дистанционного обучения в вузах перестаньте расширяться, ведь дистант в качестве одной изо образовательных технологий позволяет поставить доступ студентов к уникальному образовательному контенту множества вузов, по всей форме распределять время преподавателей посередь обучением студентов и научной alias инновационной деятельностью и, что же особенно важно, послужить гарантией больше возможностей к реализации индивидуальных образовательных траекторий. Вследствие чего поставленные пандемией COVID-19 до системой высшего образования новые задачи могут невыгодный только существенно продвинуть ее с точки зрения цифровизации, однако и в принципе вывести получи качественно новый ординар.

______________________________

1 Текст стенограммы пресс-папье-конференции Президента РФ, состоявшейся 17 декабря 2020 возраст, размещен на официальном сайте главы государства (kremlin.ru/events/president/news/64671).
2 Запись заседания, состоявшегося 16 сентября 2020 лета, размещена на официальном сайте Госдумы (transcript.duma.gov.ru/node/5507/).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.