Add to Flipboard Magazine.
09.10.2017 22:10
Oнлaйн-oбрaзoвaниe стaнoвится всe бoлee пoпулярным и рaспрoстрaнeнным спoсoбoм пoлучeния нoвыx знaний, пoвышeния квaлификaции, чтo стaнoвится нeoтъeмлeмoй сoстaвляющeй прoфeссиoнaльнoгo рoстa. Прoдвижeниe пo кaрьeрнoй лeстницe — нaибoлee чaстaя причинa, по которой российские пользователи решают инвестировать средства в образование. О том, в чем отличия и специфика образования в интернете, а также о сотрудничестве университетов, корпораций и образовательных платформ рассказали на встрече с журналистами представители Высшей школы экономики, «Яндекса», Tele 2 и Coursera.
Согласно исследованию, проведенному платформой открытого онлайн-образования Coursera, 57% учащихся из РФ заинтересованы в развитии карьеры (в США и Великобритании – 48% и 40% соответственно), 85% российских учащихся, которые прошли онлайн-курс, сообщают о профессиональном развитии, а 35% – о повышении, трудоустройстве на новую работу или открытии собственного бизнеса.
«В условиях слишком быстрого развития технологий получение актуальных компетенций становится особенно важным, чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области. Поэтому персонализация обучения, его интерактивность и фокус на получение конкретных навыков для учащихся лежат сейчас в основе стратегии компании», — сообщил директор по развитию бизнеса Coursera Никил Синха. В настоящее время на платформе Coursera зарегистрировано более 1 млн учащихся из стран бывшего СССР, из них 655 тыс. – из России. Количество обучающихся на платной основе выросло за последний год на 83%, что сделало Россию крупнейшим и самым быстрорастущим не англоязычным регионом для Coursera.
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что даже когда онлайн-курсы перешли на бизнес-модель, став платными, рост числа обучающихся не прекратился. «Это дает нам основания прогнозировать, что через 10 лет онлайн-курсы станут обязательной частью или даже основным компонентом дополнительного образования», — отметил Кузьминов в ходе встречи, предваряющей конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, посвященную научным и практическим аспектам онлайн-образования.
Онлайн-курс отличается от простого обучающего ролика на YouTube тем, что на курсе есть обратная связь, объясняет ректор ВШЭ. Учащийся должен будет вовремя выполнять задания, участвовать в дискуссиях, обсуждениях, даже оценивать результаты работы своих однокурсников. Такой формат максимально приближает онлайн-обучение к традиционному, то есть интернет-курс вовлекает человека, так же как должны вовлекать дисциплины в вузе. Вся эта деятельность предполагает ответственность обучающегося, а после окончания курса знания оцениваются. В случае успешной сдачи квалификационных задний выдается сертификат об окончании курса.
«На сегодняшний день высшее образование в России стало основной социальной установкой: 75% опрошенных родителей говорят, что их дети обязательно должны получить высшее образование. Это один из самых высоких приоритетов по опросам. В этом отношении есть серьезная проблема, как поднять качество массового высшего образования, и в этом отношении магистральный путь — это, конечно, включение онлайн-курсов и замещение слабых офлайн-курсов онлайн-курсами», — считает Ярослав Кузьминов.
Ректор Высшей школы экономики рассказал, что модель смешанного обучения планируется ввести во все образовательные программы. В 2016-2017 гг. в индивидуальные учебные планы студентов ВШЭ было включено 350 онлайн-курсов. «Я думаю, что доля онлайн-обучения в исследовательских университетах должна составлять 10-15%, в университетах, которые дают профессиональное обучение – 30-40%, и в университетах, которые дают так называемое «общее высшее образование» — от 70% до 100%. Я напомню, что 45% студентов России — это заочники, и разговоры о том, что мы можем ухудшить их положении с переходом на онлайн-курсы, мягко говоря, странные, хотя такие разговоры тоже иногда приходится слушать», — сказал Кузьминов.
Стоимость производства онлайн-курса может быть довольно высока — до миллиона рублей. В эту сумму входит труд автора курса, оператора режиссера. Часто в видеолекциях используется компьютерная графика. Статьей расходов является и обновление курса, в случае если информация устарела. Но, как уже отмечалось, важной составляющей любого качественного онлайн-курса является обратная связь. На курс могут записаться десятки и даже сотни тысяч студентов, с ними необходимо вести работу, проверять задания. Это может делать, к примеру, группа ассистентов профессора, который читал онлайн-курс. Поэтому в стоимость разработки онлайн-курса сходит не только создание контента — видеолекций и методических материалов, — но и постоянная работа со студентами.
Ректор ВШЭ не считает, что на онлайн-курсы вузов должны выделяться бюджетные деньги: «Университет должен инвестировать свои средства в контент, а потом получать их назад в виде отчислений за использование этого курса. Можно привлекать фонды, которые будут поддерживать создание курсов в неактуальных секторах, где малая платежная способность, но это просто культурно необходимо. И сегодня уже есть приоритетный проект по онлайн-обучению, и в рамках этого проекта есть достаточно большие ресурсы, но не на создание контента, а на создание инфраструктуры».
Директор по развитию бизнеса Coursera Никил Синха рассказал, что большинство российских партнеров покрывают расходы на создание своих курсов и все производственные и текущие издержки за счет доходов, получаемых от продажи этих курсов на Coursera. «Затраты на создание курса — это расходы, которые вы несете единовременно, когда как та прибыль, которую вы получаете от продажи курса, она разносится во времени, т. е. доход возможен в длительной временной перспективе», — добавил представитель Coursera.
Онлайн-образование используются и для развития сотрудников и найма квалифицированных кадров. Кроме университетов свои курсы также размещают компании, среди российских участников — «Яндекс» и корпоративный университет Сбербанка. Первые два курса Корпоративного университета Сбербанка – «Основы риск-менеджмента в банке» и «Банковское дело и финансы» – уже доступны для пользователей Coursera. Компания «Яндекс» специализируется на прикладных курсах по компьютерным наукам и науке о данных. Первая серия курсов от «Яндекса» по теме Big Data for Data Engineers разработана для всемирной аудитории на английском языке. В дальнейшем планируется разместить более двадцати новых курсов.
«Сегодня все больше людей становятся слушателями онлайн-курсов. Неудивительно, ведь в сравнении с традиционными форматами обучения такие курсы имеют преимущества. Прежде всего дают возможность учиться дистанционно. Мы в «Яндексе» уже 10 лет обучаем сотрудников и не только — у нас много образовательных проектов для людей любого возраста. Однако заявки на учебу в ШАД или в проекте «Мобилизация» приходят от тысяч людей, а принять на очное обучение мы можем лишь несколько сотен. Теперь, когда мы стали официальным партнером Coursera, онлайн-курсы «Яндекса» будут публиковаться на этой платформе и станут доступны гораздо большему числу слушателей», — сказал Сергей Чернышев, руководитель управления по работе с талантами в компании «Яндекс».
«Яндекс» уже имеет успешный опыт совместного создания курсов с МФТИ, ВШЭ и Калифорнийским университетом в Сан-Диего. Среди наиболее востребованных и успешных курсов — серия «Машинное обучение и анализ данных» и англоязычная специализация «Структуры данных и алгоритмы». А компании Tele2 и «Сбербанк-Технологии» стали первыми российскими клиентами платформы корпоративного обучения Coursera для бизнеса. Продукт был запущен в 2016 г. с целью помогать сотрудникам компаний получать актуальные знания и непрерывно развивать свои профессиональные компетенции. Сейчас Coursera работает с 500 глобальными компаниями, среди которых L’Oreal, Paypal, BCG, AirFrance, KLM и др.
Компании, участвующие в создании курсов, будут предоставлять преимущества тем, кто их успешно окончил. Например, при трудоустройстве в 2ГИС на профильную должность сертификат о прохождении специализации будет несомненным плюсом, а после окончания курсов от Google учащиеся получат возможность стать сертифицированными специалистами по одному или нескольким направлениям рекламы в Google AdWords.
Онлайн-образование позволит развивать компетенции будущего, среди которых выделяется работа с большими данными, умение вести поиск, отбирать нужную информацию в потоке данных, считает Кузьминов. Другое перспективное направление — это коммуникации и компетенции в области дизайна, в области презентации. Ректор Высшей школы экономики не считает, что активно муссируемая в СМИ тема блокчейн-технологий может стать предметом следующего курса ВШЭ, однако в ближайшие десять лет блокчейн может заменить единый государственный экзамен: «Будет автоматическая валидация образовательных результатов. У нас будет портфолио на каждого ученика: будет известно про все его попытки сдать пробный ЕГЭ, про то, что он в пятом классе учился играть на скрипке, у него были такие-то результаты».
Для создания подобных портфолио потребуется десять лет, считает ректор ВШЭ. «То есть ЕГЭ, в общем-то, будет не нужно. Вузы будут отбирать по этому совокупному портфолио. Оно будет абсолютно объективно, эти технологии нельзя будет обмануть, туда нельзя будет что-то дописать», — предположил Кузьминов.