Вести Экономика ― Силуанов раскритиковал политику ряда регионов

Add to Flipboard Magazine.

Дoxoды бюджeтoв рeгиoнoв прoдoлжaют рaсти дoстaтoчнo высoкими тeмпaми. С нaчaлa гoдa пo 20 фeврaля дoxoды увeличились бoлee чeм нa 20% в гoдoвoм вырaжeнии, зaявил министр финaнсoв Aнтoн Силуaнoв нa Рoссийскoм инвeстициoннoм фoрумe в Сoчи.

Дoxoды рeгиoнoв рaстут

«Пoчти двa мeсяцa тeкущeгo гoдa гoвoрят o том, что доходы бюджетов регионов по-прежнему продолжают расти достаточно высокими темпами. Общий объем налоговых и неналоговых и доходов за период с января по 20 февраля вырос примерно более чем на 20% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Дефицит бюджетов, который присущ началу года, значительно меньше, чем в предыдущий период: 89 млрд руб. в текущем году, против 235 млрд руб. за соответствующий период прошлого года», — отметил Силуанов.

По словам министра, 80 регионов закончили этот период со «значительным превышением своих доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». «То есть те меры, которые правительство предпринимает по взаимодействию с субъектами России и в рамках межбюджетных отношений, и в рамках регулирования, дают свои результаты», — подчеркнул министр.

Дефицит бюджетов регионов сокращается

Дефицит бюджетов регионов оказался в январе-феврале минимальным с 2007 г. — 12,5 млрд руб. «Это свидетельствует о том, что постепенно начала расти доходная база субъектов России. И те соглашения, которые федеральным центром в министерстве финансов подписывались с регионами об ограничении расходов, о повышении эффективности расходов, мобилизации доходных источников, они тоже сработали», — пояснил Силуанов.

Ссылки по теме

  • Медведев: дефицит бюджетов регионов резко сократился

Глава Минфина напомнил, что с регионами заключают соглашения о предоставлении бюджетных кредитов и дотаций.

«В этих документах указано, что субъекты России, имеющие зависимость от федерального центра, не должны финансировать расходы, которые по законодательству не относятся к полномочиям региона», — заявил министр и добавил, что это «оправданная практика».

«Такие решения (о дополнительных расходах на уровне субъекта — прим. ред.) могут принимать регионы-доноры с высокой собственной доходной базой. Субъекты, которые получают дотации на выравнивание (финансового положения — прим. ред.) и являются реципиентами, должны сконцентрироваться на выполнении собственных полномочий», — заявил Силуанов.

Некоторые регионы закладывают в бюджет нереальные доходы

Тем не менее «целый ряд субъектов РФ, к сожалению, очень просто относятся к проектировкам бюджета, в доходах бюджета закладываются нереальные источники доходов. Большие поступления закладываются от приватизации объектов, которые годами не могут быть реализованы».

«Когда мы начали заключать соглашения с регионами (о предоставлении субсидий — прим. ред.), которыми определяется, что регион должен будет обеспечивать собственные плановые назначения в бюджете и прогнозе социально-экономического развития. А если не будет, то в следующем году будет уменьшаться объем трансфертов на 5%, сразу отношение к параметрам бюджета стало иное: целый ряд субъектов начали оперативно менять свои проектировки, уточнять бюджет», — подчеркнул министр.

Создание нереалистичной структуры доходов в 2016 г. отмечено в 20 регионах, а в 2017 г. в рамках подписания соглашений — в 27 регионах. В 2016 г. такие решения принимали власти Хакасии, Кабардино-Балкарии, Орловской, Курганской областей, заявил Силуанов. Это привело к росту долга регионов. В текущему году «проблемными» в этой части являются Дагестан, Северная Осетия, Курганская область, Калмыкия и Кабардино-Балкария.

Что касается подписания соглашений о предоставлении субсидий регионам в текущем году, то подписано 2534 соглашения, остаток — чуть больше 200 соглашений — подпишут во вторник.

Минфин поделит регионы на две категории

Минфин в ближайшие дни внесет в правительство новую методику определения уровней софинансирования для регионов при распределении трансфертов. «Это очень важно, так как будет определен единый подход при определении доли участия как центра, так и субъекта России, исходя из уровня бюджетной обеспеченности», — пояснил министр.

Регионы поделят на две категории: с уровнем бюджетной обеспеченности до единицы (средний уровень) и регионы с обеспеченностью от единицы и выше. Для первой категории доля софинансирования со стороны федерального центра составит 70-95%, для второй — 5-70%, заявил Силуанов.

Минфин проводит инвентаризацию обязательств регионов и органов местного самоуправления. По словам Силуанова, много решений, влияющих на региональные и местные бюджеты, принимают на уровне нормативных актов федеральных министерств и ведомств.

«По таким позициям, как образование, объем регулируемых расходов на федеральном уровне составляет около 80% от всех расходов, в здравоохранении — около 100%. С одной стороны, понятно, что центр должен проводить свою политику в отношении отраслей, с другой стороны, при принятии таких решений необходимо оценивать и финансовые возможности субъектов, если это приводит к дополнительным расходным обязательствам регионов. Надо предусматривать и финансовые источники», — заявил Силуанов.

Понятно, что какую-то часть прав по принятию решений нужно отдавать регионам. «Те же СНИПы по отдельным решениям могут регулироваться непосредственно регионами», — заключил министр.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.