Add to Flipboard Magazine.
Тимур Нигмaтуллин
Мoсквa, 22 мaртa — «Вeсти.Экoнoмикa». Пoслeдниe квaртaлы к публикуeмoй Рoсстaтoм стaтистикe дeйствитeльнo былo oчeнь мнoгo вoпрoсoв, рaссуждaeт Тимур Нигмaтуллин, финaнсoвый aнaлитик ГК «ФИНAМ».
Например, недавно был произведен достаточно резонансный пересмотр методологии расчета индекса промышленного производства и данных ВВП, но ведомство не представило всей полноты первичных данных, на которые можно было бы опереться для проверки показателей.
Конечно, Росстату в своей работе зачастую приходится сталкиваться с рядом непреодолимых сложностей. Необходимо как-то «прятать» в данных публичной статистики информацию о реализации секретных статей бюджета – тех же военных расходов.
Само собой, сильно усложняет жизнь традиционная непрозрачность российской экономики из-за все еще распространенных практик ухода от налогов, обналички и т. п. Тем не менее есть и фактические недочеты в работе. В этом отношении глава Минэкономразвития несомненно прав, когда говорит о том, что «статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам».
База прошлого, високосного года, принятая за основу, и перенос на февраль этого года дополнительных праздничных дней исказили статистические данные». В своей работе мы так же сталкиваемся с похожими сложностями при использовании данных «первой оценки» — неуточненных и нескорректированных. Очевидно, Росстату стоит улучшать сложившееся качество раскрытия информации, работать над оперативностью.
Как бы то ни было, критика главой Минэкономразвития новой методологии Росстата очевидно преследует под собой не столько цель улучшения работы ведомства – иначе это было бы сделано кулуарно, а попытку усиления аппаратных позиций своего ведомства за счет передачи контроля над статистическим ведомством в пользу МЭР.
Между тем, это несет в себе очень высокие риски для всей российской экономики из-за конфликта интересов. Не секрет, что Минэкономразвития исторически делает самые оптимистичные прогнозы по экономике России из всех ведомств и негосударственных организаций. Таким образом, передача контроля над Росстатом лишит его независимости и может еще сильнее исказить статистику.
На мой взгляд, для того чтобы улучшить работу Росстата, целесообразно не менять структуру подчинения ведомства, а собрать очевидно накопившиеся у прочих ведомств претензии и формализовать их в конкретных требованиях, которые впоследствии могут быть приняты к реализации. Также логичным выглядит утверждение правительством нормативов раскрытия информации как по срокам, так и по содержанию.