Нa сeгoдняшний дeнь Китaй, пoжaлуй, сaмaя динaмичнo рaзвивaющaяся стрaнa в мирe. Тeм нe мeнee мaлo ктo прeдстaвляeт, кaк быстрo рaстeт и рaзвивaeтся инфрaструктурa в этoй стрaнe.
В тeчeниe слeдующиx 10 лeт стрaнa плaнируeт пeрeсeлить 250 млн чeлoвeк — a этo рaвнo oбщeй числeннoсти нaсeлeния Индoнeзии — в быстрoрaстущиe мeгaгoрoдa.
A чтoбы oбeспeчить рeaлизaцию этoгo прoцeссa, Китaй инвeстирoвaл миллиaрды дoллaрoв в мaсштaбныe инфрaструктурныe прoeкты.
Нeкoтoрыe из этиx прoeктoв ужe близки к зaвeршeнию, нeкoтoрыe пo-прeжнeму нa стaдии стрoитeльствa.
Нижe прeдстaвлeны сaмыe мaсштaбныe и дoрoгoстoящиe прoeкты, кoтoрыe Китaй рeaлизуeт нa тeрритoрии свoeй стрaны. Эти мeгaпрoeкты дeйствитeльнo мoгут измeнить мир.
Рaдиoтeлeскoп FAST
Стoимoсть прoeктa: $110 млн
FAST — рaдиoтeлeскoп нa югe Китaя в прoвинции Гуйчжoу. Рaспoлoжeнный в рaйoнe Пингтaн FAST считaeтся крупнeйшим рaдиoтeлeскoпoм в мирe.
Стрoитeльствo aстрoнoмичeскoгo инструмeнтa нaчaлoсь пoслe 14 лeт пoдгoтoвки и двуx лeт пeрeсeлeния мeстныx житeлeй и исслeдoвaния учaсткa зeмли нa мeстe прeдпoлaгaeмoгo стрoитeльствa.
В 2016 г. былo зaвeршeнo стрoитeльствo тeлeскoпa.
Oснoвнoй пoлусфeричeский oтрaжaтeль тeлeскoпa сoстoит из 4600 пaнeлeй.
Рaспoлoжeниe FAST в мaлoнaсeлeннoм, слaбoрaзвитoм рeгиoнe oбeспeчивaeт минимaльный урoвeнь элeктрoмaгнитныx пoмex, кoтoрыe зaтрудняют aстрoнoмичeскиe нaблюдeния.
Рaдиoтeлeскoп сущeствeннo пoвысил вoзмoжнoсти китaйскиx aстрoнoмoв в нaблюдeнии зa Всeлeннoй и пoзвoлит привлeчь в Китaй крупныe мeждунaрoдныe нaучныe прoeкты.
Шaнxaйский цeнтр синxрoтрoннoгo излучeния
Стoимoсть прoeктa: $176 млн
Oдин из крупнeйшиx китaйскиx нaучныx цeнтрoв — Шaнxaйский цeнтр синxрoтрoннoгo излучeния, рaспoлoжeнный в пaркe высoкиx тexнoлoгий Чжaнцзян. Цeнтр зaнимaeт плoщaдь 200 тыс. кв. м и выглядит кaк oгрoмный стaдиoн. Внутри рaспoлoжeны три ускoритeля.
Вoзвeдeниe цeнтрa, кoтoрoe прoизвoдилoсь сoвмeстными усилиями Aкaдeмии нaук Китaя и Шaнxaйскoгo муниципaлитeтa, зaнялo 52 мeсяцa. Вeдущeй oргaнизaциeй, игрaвшeй ключeвую рoль в прoeктирoвaнии и сoздaнии цeнтрa, являeтся Шaнxaйский институт приклaднoй физики.
Срeди 20 крупнeйшиx aппaрaтoв синxрoтрoннoгo излучeния чeтвeртoгo пoкoлeния шaнxaйский синxрoтрoн пo мoщнoсти зaнимaeт чeтвeртoe мeстo в мирe, уступaя тoлькo aнaлoгичным устaнoвкaм Япoнии (Spring-8), СШA (APS), Eврoпы (ESRF).
Шaнxaйский истoчник синxрoтрoннoгo излучeния спoсoбeн сoздaть бoлee 60 пучкoв излучeния и oбeспeчить рaбoту бoлee 100 экспeримeнтaльныx устaнoвoк eдинoврeмeннo.
Чжуннaньшaньский тoннeль
Стoимoсть прoeктa: $473 млн
Этo aвтoмoбильный тoннeль сквoзь гoры Циньлин в прoвинции Шэньси, длиннeйший двуxтрубный тoннeль в мирe.
Нa мoмeнт oткрытия, в 2007 г., был втoрым пo длинe дорожным тоннелем в мире и первым в Азии.
Тоннель связывает Сиань и Жашуй.
Длина каждой из двух веток 18 040 м. Внутри тоннеля оформлены психологические просветы с имитацией неба и деревьев.
Кашгар-Хотанская железная дорога
Стоимость проекта: $717 млн
Это одноколейная неэлектрифицированная железная дорога в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, соединяющая города Кашгар и Хотан.
Строительство дороги началось в декабре 2008 г. 30 декабря 2010 г. линия была открыта для грузовых перевозок. Пассажирские перевозки начались с 28 июня 2011 г.
Ее протяженность — 488,27 км. Существуют планы дальнейшего продления железной дороги от Хотана к Жоцяну, расположенному восточнее примерно в 800 км
ГЭС Tianhuangping
Стоимость проекта: $900 млн
Проект ГЭС Tianhuangping – крупнейший в Азии.
Он играет важную роль в поставках электроэнергии на восток Китая.
Строительство электростанции началось в 1993 г. и завершилось в 2014 г.
Мощность ГЭС – 1 836 мегаватт.
Шанхайский всемирный финансовый центр
Стоимость проекта: $1,1 млрд
Это небоскреб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008 г. Высота центра составляет 492 м. Таким образом, это седьмой по высоте небоскреб в мире и шестой по высоте в Азии.
Построила башню японская компания Mori Building Corporation. Главный дизайнер проекта — Дэвид Малотт (David Malott) из нью-йоркской компании Kohn Pedersen Fox. Неофициальное название здания — «открывашка».
Всего в здании 100 этажей. На 79 этаже расположен отель Park Hyatt Shanghai.
ЖК «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге
Стоимость проекта: $1.3 млрд
«Балтийская жемчужина» — жилой район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен на побережье Финского залива, в границах между улицей Адмирала Черокова, Петергофским шоссе и Дудергофским каналом. Активно застраивается с 2005 г. при участии китайских и российских девелоперов.
Проект включает намыв территории, укрепление берега Финского залива, реставрацию Матисова канала.
Общая площадь застройки составляет 1 760 000 м², из них более 1 млн м² отведены под жилье разного уровня комфортности, более 600 тыс. м² — под коммерческую недвижимость: торгово-развлекательные и деловые комплексы как городского, так и международного уровня, гостиницы, рестораны, спортивные, выставочные и туристические центры.
«Балтийская жемчужина» на сегодняшний день является одним из самых крупных в Санкт-Петербурге проектов с иностранным капиталом по строительству крупного многофункционального комплекса. Инвестором проекта является Китай.
ЗАО «Балтийская жемчужина» — девелопер проекта — является дочерней компанией Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании в Санкт-Петербурге, учрежденной пятью крупнейшими шанхайскими корпорациями.
Мост Тяньсинчжоу
Стоимость проекта: $1,7 млрд
Мост Тяньсинчжоу — комбинированный мостовой переход, пересекающий реку Янцзы, расположенный на территории города субпровинциального значения Ухань; второй по длине основного пролета автомобильно-железнодорожный мост вантовой конструкции в мире; 27-й по длине основного пролета вантовый мост в Китае.
Длина мостового перехода — 4 657 м, в том числе вантовый мост 1 092 м. Мостовой переход представлен южной секцией двухярусного (верхний автомобильный, нижний ж/д) двухпилонного вантового моста с основным пролетом длиной 504 м, эстакадным переходом на острове Тяньсин.
На время открытия мост был длиннейшим по параметру основного пролета автомобильно-железнодорожным мостом вантовой конструкции в мире; в 2015 г. уступил первенство, после открытия Второго моста Тунлин, который в основном пролете стал длиннее предшественника на 124 м.
Шанхайские мост и тоннель через Янцзы
Стоимость проекта: $1,8 млрд
Это комплекс коммуникаций из моста и тоннеля, связывающие остров Чунминдао с материковой частью Шанхая.
Общая длина маршрута составляет 22,5 км, его строительство обошлось в 12,6 млрд юаней. Комплекс был запущен в эксплуатацию 31 октября 2009 г.
Мост и тоннель являются частью скоростной трассы «Хушань», которая соединит Шанхай и Сиань.
Шанхайский тоннель под Янцзы имеет длину 8,9 км и является двухуровневым: верхний уровень предназначен для автомобильного движения и имеет по три полосы в каждом направлении (разрешенная скорость — 80 км/час), нижний уровень зарезервирован для будущей линии метро.
Шанхайский большой мост через Янцзы состоит из двух длинных виадуков и высокого вантового моста между ними, позволяющего судам проходить по реке.
Общая длина моста составляет 16,63 км, из которых 6,66 км — это дорога по острову Чансиндао, и 9,97 км — собственно мост. Мост не является прямолинейным, он имеет немного S-образную форму.
Международный аэропорт «Шуанлю»
Стоимость проекта: $1,9 млрд
Это крупный аэропорт на севере провинции Сычуань, Китайская Народная Республика. Расположен в уезде Шуанлю, в 20 км к юго-западу от центра города Чэнду.
В 2015 г. аэропорт «Шуанлю» обслужил 42 млн. пассажиров (4-е место среди аэропортов материкового Китая).
Аэропорт «Шуанлю» — хаб авиакомпаний Air China, Sichuan Airlines и Chengdu Airlines.
Атомная электростанция Циньшань
Стоимость проекта: $2,2 млрд
Атомная электростанция Циньшань находится в Циньшань уезда Хайянь провинции Чжэцзян в Китае.
На площадках АЭС Циньшань находится три типа реакторов.
Предметом исторической гордости КНР является блок «Циньшань-1» с реактором CNP-300.
Атомщики Поднебесной смогли сделать его собственными силами.
Это первый в Китае атомный энергоблок. На нем установлен водяной корпусной реактор мощностью 288 МВт (эл.) китайского производства.
Шанхайская башня
Стоимость проекта: $2,4 млрд
Шанхайская башня — сверхвысокое здание в районе Пудун города Шанхай в Китае.
Высота здания составляет 632 метра, общая площадь — 380 тыс. м². Рядом с небоскребом стоят башня Цзинь Мао и Шанхайский всемирный финансовый центр.
3 августа 2013 г. здание Шанхайской башни было достроено до уровня крыши.
В августе 2014 г. были закончены внешние работы и началась внутренняя отделка.
По завершении строительства в 2015 г. оно стало высочайшим зданием в Шанхае, первым по высоте в Китае и третьим в мире свободно стоящим сооружением, после башни «Небесное дерево» в Токио (634 м) и Бурдж Халифа (828 м) в Дубае.
В 2016 г. его должен был обогнать строящийся Международный финансовый центр Пинань в городе Шэньчжэнь, но в последний момент его высота была уменьшена до 600 м.
Международный аэропорт «Шоуду»
Стоимость проекта: $3,5 млрд
Это крупнейший аэропорт Пекина, всего Китая и второй по пассажиропотоку в мире. Расположен в 20 км к северо-востоку от центра Пекина.
Аэропорт «Шоуду» — главный узловой аэропорт для Air China, которая обслуживает около 120 назначений из него (кроме грузовых перевозок), а также для Hainan Airlines и China Southern Airlines.
Расширение аэропорта в значительной степени финансируется (на сумму 500 млн евро) за счет кредита Европейского инвестиционного банка (EIB).
Это наибольший кредит из когда-либо выданных EIB в Азии; кредитное соглашение было подписано в сентябре 2005 г.
На данный момент в аэропорту три терминала. Терминал 1 является на данный момент базовым для Hainan Airlines и ее подразделений.
Терминал 2 обслуживает China Southern Airlines, China Eastern Airlines, членов SkyTeam и другие местные и международные рейсы.
Терминал 3, самый современный аэропорта «Шоуду», обслуживает Air China, членов Star Alliance и Oneworld, а также те местные и международные рейсы, которые не обслуживаются из Терминалов 1 и 2.
Международный аэропорт «Куньмин Чаншуй»
Стоимость проекта: $3,6 млрд
Это основной коммерческий аэропорт, обслуживающий столицу китайской провинции Юньнань — город Куньмин.
Порт расположен на территории деревни Чаншуй в 24,5 км к северо-востоку от центра города в горной местности на высоте 2103 м над уровнем моря.
Воздушная гавань была официально открыта 28 июня 2012 г. и приняла на себя весь коммерческий трафик прежнего международного аэропорта «Куньмин Уцзяба», который впоследствии был ликвидирован.
Международный аэропорт «Куньмин Чаншуй» представляет собой один из главных пересадочных узлов Китая на стыковочных рейсах между Южной и Юго-Восточной Азией и является хабом для авиакомпаний China Eastern Airlines, Kunming Airlines, Lucky Air, Sichuan Airlines и Ruili Airlines.
Аэропорт эксплуатирует две длинных (4 и 4,5 км) взлетно-посадочных полосы с асфальтовым покрытием. В 2014 г. услугами порта воспользовалось 32 230 883 человек, к 2020 г. пассажирский трафик ожидается на уровне 43 млн человек.
Новый город Наньхой
Стоимость проекта: $4,5 млрд
Наньхой – это новый город, строительство которого планируется завершить в 2020 г. Согласно плану в нем будет проживать почти 1 млн человек.
Строительство города началось в 2003 г.
Город расположен в 60 км от Шанхая. Планируется, что город станет «мини-Гонконгом». В настоящий момент здесь активно ведется строительство как коммерческой, так и жилой недвижимости.
Отмечается, что жилье быстро раскупается.
Кроме того, в городе планируется разместить 8 университетских кампусов, где будут проживать около 100 тыс. студентов.
ГЭС Сянцзяба
Стоимость проекта: $6,3 млрд
ГЭС Сянцзяба — крупная плотинная гидроэлектростанция с установленной мощностью 6 448 МВт.
Площадь водосбора в районе гидроузла составляет 458 800 кв. км, площадь водохранилища — 95,6 кв. км, полная емкость водоема — 5,2 куб. км, полезная емкость — 0,9 куб. км, высота над уровнем моря — 375±5 м.
ГЭС входит в состав строящегося каскада плотин на Янцзы, сооружения электростанции являются звеном проекта регулирования стока Цзиньша, который преследует цели получения гидроэлектроэнергии и снижения количества ила в воде.
Гидроузел оборудован вертикальным лифтовым судоподъемником.
Так как расположенная выше по течению реки ГЭС Силоду не оборудована судоподъемниками, то водохранилище Сянцзяба является последним судоходным участком реки Цзиньша вверх по течению.
Строительство ГЭС завершилось в 2014 г.
Новый Шелковый путь
Стоимость проекта: $6,5 млрд
Новый Шелковый путь — транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
Маршрут включает трансконтинентальную железную дорогу — Транссибирскую магистраль, которая проходит через Россию, и второй Евразийский континентальный мост, проходящий через Казахстан.
Предполагаемое расширение Евразийского сухопутного моста включает в себя строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Иран, Индию, Мьянму, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан и Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья (Азербайджан, Грузия).
Маршрут включает тоннель Мармарай под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан — Иран — Туркменистан — Казахстан) и коридор Север-Юг.
Организация Объединенных Наций предложила дальнейшее расширение Евразийского сухопутного моста, в том числе проекта Трансазиатской железной дороги (фактически существует уже в 2 вариантах).
Для развития инфраструктурных проектов в странах вдоль Нового Шелкового пути и Морского Шелкового пути и с целью содействия сбыту китайской продукции в декабре 2014 г. был создан инвестиционный Фонд Шелкового пути.
ГЭС Силоду
Стоимость проекта: $6,76 млрд
Плотина расположена около поселка Силоду — уездного центра городского уезда Юншань, в городском округе Чжаотун провинции Юньнань.
По реке проходит административная граница с провинцией Сычуань.
После завершения возведения сооружений ГЭС она стала ключевым звеном проекта регулирования стока Цзиньша, который преследует цели получения гидроэлектроэнергии и снижения количества ила в воде.
ГЭС Силоду — третья по мощности (13 860 МВт) ГЭС в мире.
Центр запуска спутников Вэньчан
Стоимость проекта: $12 млрд
Это уже четвертый китайский космодром. Расположен в районе города Вэньчан на северо-восточном побережье острова Хайнань.
Выбор этого места в качестве площадки для строительства нового космодрома обусловлен прежде всего двумя факторами: во-первых, близостью к экватору, обеспечивающей преимущество в начальном импульсе при запуске космических ракет, во-вторых, расположением на берегу моря с обилием удобных бухт, необходимым для доставки ракет-носителей «Чанчжэн-5» от завода в Тяньцзине к месту запуска самым дешевым и единственным пригодным для столь крупных грузов видом транспорта — морским.
После 5 лет строительства стартовая площадка практически готова к эксплуатации.
Преимущества нового космодрома заключаются не только в его более высокой технологической оснащенности, но и в расположении в низких широтах. Близость стартовой площадки к экватору облегчает решение задач по выводу космических аппаратов на орбиту.
Космодром Вэньчан будет иметь ключевое значение для дальнейшей реализации амбициозной космической программы Китая.
Его будут использовать для доставки на орбиту компонентов национальной космической станции и осуществления лунных миссий.
В 2017 г. отсюда стартует космический аппарат «Чанъэ–5», который в автоматическом режиме должен решить задачу посадки на Луну и возвращения образцов грунта на Землю.
Порт Яншань
Стоимость проекта: $12 млрд
Это глубоководный морской грузовой порт, одна из частей порта Шанхай, расположенный в 32 км от материка на одноименном архипелаге (провинция Чжэцзян, КНР) в заливе Ханчжоувань Восточно-Китайского моря.
После введения в эксплуатацию глубоководного порта Яншань, порт Шанхая является крупнейшим по грузообороту портом мира.
Планируется, что проект выйдет на максимальный уровень нагрузки к 2024 г.
К 2015 г. он уже отгружал 36,5 млн контейнеров.
Скоростная железная дорога Харбин—Далянь
Стоимость проекта: $14 млрд
Это первая в мире горная высокоскоростная железнодорожная линия в Китае, открытие которой было произведено 1 декабря 2012 г.
Она соединила города Харбин, Чанчунь,Шэньян и Далянь (Дальний).
Общая длина линии составляет 904 км, поезда по ней идут со скоростью до 350 км/ч.
Ширина колеи — стандартная европейская 1 435 мм, напряжение — переменный ток 25 кВ.
Пекин — Шанхайская высокоскоростная железная дорога
Стоимость проекта: $35 млрд
Это линия высокоскоростного наземного транспорта, длина которой составляет 1318 км.
Линия связывает две главные экономические зоны в Китайской Народной Республике: Бохайский залив и дельту Янцзы.
Строительство линии началось 18 апреля 2008 г. и было окончено 15 ноября 2010 г., официальное открытие линии состоялось 30 июня 2011 г.
Данная линия является первой, максимальная скорость движения поездов по которой составляет 380 км/ч.
Международная азиатская сеть
Стоимость проекта: $43 млрд
Китай стал одной из стран, которые приняли решение участвовать в этом проекте.
Международная азиатская сеть — проект стран Азии и Экономической и социальной комиссии ООН по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, который предусматривает улучшение автомагистральной сети в странах Азии.
Общая длина всех маршрутов превышает 150 тыс. км.