Вести Экономика ― Кто оплатит платный въезд в удельные города?

fed866e95d158603eddf9657a4ff033f

Add to Flipboard Magazine.

Рaбoчaя группa Гoсдумы нaчинaeт пoдгoтoвку кo втoрoму чтeнию зaкoнoпрoeктa с нaшумeвшим прeдлoжeниeм o ввeдeнии плaтнoгo въeздa в гoрoдa. Экспeрты, oднaкo, укaзывaют нa мнoжeствeнныe риски, плaтить зa кoтoрыe прeждe всeгo придeтся рядoвым пoтрeбитeлям.

Фoтo: Aмитeл

Трaнспoртники прoтив трaнспoртa
Кaк прeдпoлaгaeтся, в пятницу мoжeт сoстoяться пeрвoe зaсeдaниe рaбoчeй группы Гoсдумы РФ пo пoдгoтoвкe кo втoрoму чтeнию зaкoнoпрoeктa «Oб oргaнизaции дoрoжнoгo движeния». В пeрвoм чтeнии oн был принят в дeкaбрe 2016 г. Наиболее жаркие споры тогда разгорелись вокруг статьи, предусматривающей введение платного въезда в населенные пункты или, к примеру, в исторические центры городов.

В ходе дискуссии было условлено, что право принимать такое решение закрепят за региональными властями. Следовательно, его также смогут обрести власти Москвы и Санкт-Петербурга. Ограничения по въезду предлагается вводить в отношении всех транспортных средств либо их отделенных видов и категорий, а также в отношении определенного времени суток и дней. Попутно властям потребуется осуществить компенсационные мероприятия, в частности по открытию новых маршрутов регулярных перевозок или увеличению провозных возможностей действующих, организации парковок, развитию инфраструктуры для движения велосипедов и обеспечению альтернативного проезда транспорта. О намеченных новшествах участников дорожного движения следует проинформировать не позднее чем за 30 дней.

Как разъяснили в пресс-службе Минтранса РФ, необходимость разработки данного законопроекта обусловлена реалиями современных городов, в которых перегрузка автомобильных дорог приводит к снижению скоростей движения и надежности доставки пассажиров и грузов, а также росту выбросов загрязняющих веществ. Принятие такого документа позволит сделать организацию дорожного движения более эффективной, с обозначением ее как отдельного вида деятельности и определением полномочий различных уровней власти. При том, что законопроект не обязывает, а лишь дает возможность региональным и местным властям вводить ограничения на проезд в определенные зоны, в определенное время, для транспортных средств разных категорий, в том числе путем введения платы, уточнили в Минтрансе.

Между тем, как отмечали участники декабрьских дебатов, в результате подобного новшества, подразумевающего дополнительные сборы с въезжающего транспорта, неизбежно возрастут и без того немалые транспортные издержки по стране. В связи с чем тем более удивительным представляется тот факт, что глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, который выступал за одобрение документа в первом чтении, при этом в качестве президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) входит в состав президиума Союза транспортников России. А президент этого Союза Виталий Ефимов также, будучи первым зампредседателя профильного комитета Госдумы, возглавил упомянутую рабочую группу.

Москва и Подмосковье
Само по себе принятие нового закона, регламентирующего сферу организации дорожного движения, необходимо и важно, рассказал «Вести Экономика» президент Московского транспортного союза, заместитель общественного омбудсмена в сфере транспорта Юрий Свешников. Причем, констатировал он, в основном споры разгорелись из-за пункта, касающегося идеи платного въезда. Как утверждают авторы проекта, ее реализация поможет избавиться от пробок и сделать более безопасным дорожное движение в стране. Хотя по количеству автомобилей, приходящихся на тысячу человек, Россия вдвое уступает Европе и втрое — США, но с пробками у нас дело обстоит значительно хуже. И для того, чтобы избавиться от них, прежде всего нужно строить больше дорог и развивать улично-дорожную сеть, а не вводить новые платежи, подчеркнул Свешников.

К тому же, напомнил он, водители и без того платят транспортный налог и акцизы за бензин, за счет которых должно вестись дорожное строительство. И при увеличении нагрузки транспортники, разумеется, постараются переложить ее бремя на потребителей. В результате ситуация рискует скатиться к полному абсурду, когда соседствующие регионы и города могут перейти к открытой тарифной войне, вследствие чего москвичам, скажем, придется доплачивать за проезд к аэропорту, находящемуся в Подмосковье, а для жителей области подорожает путь к столичным железнодорожным вокзалам и т. д. Тем не менее, похоже, обсуждаемая новация продвигается именно московскими властями, предположил заместитель общественного омбудсмена по транспорту. При том, оговорил он, что данная идея не только чревата множественными рисками, но и не вполне согласуется с Конституцией РФ.

В декабре, к слову, оппоненты указывали и на то, что 74-й статьей Конституции РФ не допускается установление на ее территории таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В ответ представители Минтранса ссылались на продолжение данной статьи, оговаривающее, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. При том, что введение платного въезда в города явно не является необходимым условием для защиты жизни находящихся там людей или охраны культурных ценностей.

Регионы против страны
Впрочем, как полагает зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Дмитрий Чугунов, по данному вопросу было бы уместно опросить самих людей, предусмотрев законопроектом проведение референдумов городах. Одновременно, полагает он, необходимо четко прописать конкретные условия надлежащего инфраструктурного обеспечения, в частности по количеству новых дорог и стоянок, а также наличию альтернативных бесплатных маршрутов. В противном случае пункт о компенсационных мероприятиях окажется формальным, предупредил Чугунов.

«Главное — четко регламентировать, что собранные средства должны идти на развитие инфраструктуры», — ответил замглавы администрации Суздаля Сергей Макаров. Как он подтвердил, средств на дальнейшее обустройство и развитие города, действительно, не хватает. В этой связи, городская администрация сейчас разрабатывает проект по организации платных парковок. И если бы также разрешили взимать умеренную плату за въезд, допустим, в размере 100-150 руб. с человека, то это, конечно, стало бы существенным подспорьем для города с населением в 10 тыс. жителей, в который ежегодно приезжает до 1 млн туристов, помимо прочего, резко увеличивая нагрузку на дорожное хозяйство. Вероятно, подобное нововведение было бы правомерно предусмотреть для городов, включенных в популярные туристические маршруты, но вряд ли его следует сделать повсеместным и общим, пояснил Макаров.

Однако нельзя исключить, что при утверждении обсуждаемой нормы ею, напротив, захотят воспользоваться многие населенные пункты. И тогда число желающих путешествовать по удельным городам, огородившимися шлагбаумами на въездах, неизбежно, уменьшится.

Из-за дороговизны транспортной составляющей россияне зачастую предпочитают путешествовать и отдыхать не в стране, а за рубежом, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Правда в последние годы внутренние турпотоки в России активизировались, и было бы важно не допустить каких-либо новых ограничений и препятствий на их пути, резюмировал Барзыкин.

Ссылки по теме

  • Госдума утвердила законопроект о платном въезде в города
  • Матвиенко: нужен платный въезд в центр мегаполисов

Итак, очевидно, с учетом известной актуальности задачи снижения издержек в отечественной туриндустрии, а также в транспортной отрасли, было бы более резонно – для лучшего развития городской инфраструктуры – озаботиться эффективным распределением немалых финансовых потоков в столицах при возможном перераспределении, в том числе налоговых ресурсов, в пользу менее состоятельных провинциальных городов.

И в любом случае не стоит забывать, что в том же Лондоне, на пример которого любят ссылаться сторонники нашумевшей инициативы, при введении платного въезда в исторический центр была предусмотрена не только дорожно-транспортная, но и временная альтернатива. Так, плата на въезде в платную зону (от 11,5 фунта стерлингов) взимается с каждого автомобиля с понедельника по пятницу с 7 утра до 18 часов. То есть с 6 часов вечера до 7 утра въезд остается бесплатным как и в целом, по выходным и праздничным дням.

Наталья Приходко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.