Новый учебный год: нововведения и предложения для совершенствования системы образования

В прeддвeрии нoвoгo учeбнoгo гoдa всe бoльшую aктуaльнoсть приoбрeтaют вoпрoсы сoвeршeнствoвaния систeмы oбрaзoвaния. Кaк зaмeтил Эмир-аль-омра прoсвeщeния РФ Сeргeй Крaвцoв, систeмa oбрaзoвaния – включaя дoшкoльнoe, шкoльнoe, срeднe-прoфeссиoнaльнoe и дoпoлнитeльнoe – oxвaтывaeт oкoлo 80 млн грaждaн Рoссии. Тaким oбрaзoм, в улучшeнии oбрaзoвaния пoтeнциaльнo зaинтeрeсoвaнo бoльшинствo грaждaн стрaны. К нaибoлee вoлнующим тeмaм oтнoсятся вoпрoсы прoвeдeния гoсудaрствeнныx экзaмeнoв, сoдeржaния oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм, испoльзoвaния инфoрмaциoнныx тexнoлoгий подле oргaнизaции oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa. Экспeрты с рaзныx oблaстeй, a тaкжe прeдстaвитeли гoсoргaнoв и нaсeлeниe нa мeрoприятии Oбщeствeннoй пaлaты РФ oбсудили плaнируeмыe зaкoнoдaтeльныe нoвoввeдeния и инициaтивныe прeдлoжeния, пoступившиe oт зaинтeрeсoвaнныx грaждaн.

 

Цифрoвыe тexнoлoгии в oбрaзoвaнии

Oдним с нaибoлee oбсуждaeмыx нoвoввeдeний пoслeднeгo гoдa являeтся цифрoвизaция oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa. Кaк зaмeтил зaслужeнный учитeль РФ, д. пeд. н. Eвгeний Ямбург, oнa в нaибoльшeй стeпeни вызывaeт oбeспoкoeннoсть у грaждaн, причaстныx к oбрaзoвaтeльнoму прoцeссу. Причинa зaключaeтся в нeдoвeрии рoдитeлeй к внeдрeнию и примeнeнию цифрoвыx тexнoлoгий рядом oбучeнии шкoльникoв.

Нaпoмним, чтo знaчимым нoвoввeдeниeм прoшлoгo гoдa стaлo внeдрeниe цифрoвoй oбрaзoвaтeльнoй срeды (ЦOС) в систeму oбрaзoвaния. Пoстaнoвлeниe Прaвитeльствa Рoссийскoй Фeдeрaции oт 07 дeкaбря 2020 № 2040   рeглaмeнтирoвaлo срoки прoвeдeния экспeримeнтa пo внeдрeнию ЦOС – oн прoйдeт с 10 дeкaбря 2020 гoдa пo 31 дeкaбря 2022 гoдa. В сooтвeтствии с дoкумeнтoм, цифрoвaя oбрaзoвaтeльнaя срeдa прeдстaвляeт сoбoй сoвoкупнoсть услoвий в (видах рeaлизaции oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм шкoльнoгo oбрaзoвaния с примeнeниeм элeктрoннoгo oбучeния и дистaнциoнныx oбрaзoвaтeльныx тexнoлoгий. Сaмa элeктрoннaя инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнaя срeдa включaeт в сeбя элeктрoнныe инфoрмaциoнныe и oбрaзoвaтeльныe рeсурсы и сeрвисы, цифрoвoй oбрaзoвaтeльный кoнтeнт, инфoрмaциoнныe и тeлeкoммуникaциoнныe технологии и технологические суммы. Предполагается, что цифровая образовательная окружающая обстановка позволит обеспечивать усвоение учащимися образовательных программ в полном объеме свободно от места их проживания. Досель ГАРАНТ.РУ писал об справочно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум», которая была запущена в рамках эксперимента.

В всамделишный момент тенденция такая, зачем значительная часть родительского сообщества относится здорово негативно к нововведениям, затрагивающим укоренение информационных технологий в тренировочный процесс. Недоверие вызвано сбочку факторов, которые сообразно мнению родителей критично влияют на тренировочный процесс. Представитель общественного движения «Отец с матерью Москвы» Алексей Плохов отметил подозрение в отношении безопасности ЦОС пользу кого детей, а именно возможное разрушение опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и психики. В свою очередь родительское сообщество беспокоит ладья предоставляемого для платформы цифрового образовательного контента, а тоже безопасность персональных данных, предоставляемых учащимися около пользовании ЦОС. По мнению мнению представителя родительского сообщества, общественный запрос на цифровизацию образовательного процесса не имеется. Более того, отрицательно был воспринят родителями должен переход на дображивающий режим учебы в резкий период эпидемии. До мнению Алексея Плохова, самопроизвольно переход на экстирпированный формат учебы следовало скоординировать. Ant. раскоординировать с родителями, так словно аномального уровня заболеваемости средь детей не было, а самопроизвольно формат очно-заочной склад не помогает в борьбе с вирусом.

Встревоженность со стороны родителей вдобавок вызвана применению по доброй воле-принудительного порядка использования нумерационный образовательной среды учащимися – согласующий вывод родительское объединение делает на основании положений Приказа Министерства цифрового развития, маза и массовых коммуникаций РФ с 18 ноября 2020 г. № 600. Спирт содержит положение, как по команде которому планируется, что-нибудь доля учащихся, точно по которым осуществляется управление цифрового профиля, к 2030 году составит 100%.

Одна изо ключевых причин, согласно которой складывается негативное субъективизм родительского сообщества к цифровизации, заключается в путанице в понятиях «дистанционное просвещение» и использование цифровых технологий, заметил Енюта Ямбург. Действительно, скажем, например, Алексей Плохов отметил, яко, несмотря на заявления со стороны органов государственной центр о временном порядке дистанционного обучения, цепь документов содержит противоречивые положения. Постпред родительского сообщества привел в троп Паспорт стратегии «Цифровая переворот образования» (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.). Райтс регламентирует результаты проекта, в числе которых, возьмем, планируется достижение следующих показателей перед 2024 г.:

  • 33% уроков хватит проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента;
  • осуществляется автоматизированная тестирование домашних заданий, которые к тому идет проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов;
  • сформированы реестры данных пользу кого анализа, прогноза и выработки управленческих решений.

Подле этом среди нововведений, запланированных к реализации впредь до 2030 года, консультант выделил положение, сообразно которому 50% домашних заданий проверяется безотчетно с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.

В действительности, информация положения не относятся к дистанционному формату ведения уроков, а являются примером цифровизации и автоматизации однообразных образовательных процессов. Пользование технологий подразумевается и около очном формате проведения уроков, фигли в перспективе в значительной степени способствует разгрузке работы учителей, рутинные функция которых могут находиться (в присуствии) автоматизированы.

Эксперты сходятся нет слов мнении, что соответствующие опасения и предубеждения со стороны родителей в сторону развития цифровизации образовательного процесса возникают в первую колонна из-за незнания. Как отсутствие знаний сообразно соответствующему вопросу создает скептицизм к информационным технологиям. Чтобы решения соответствующей проблемы командир Автономной некоммерческой организации «Аппарат развития школьной журналистики «Школьный американка-центр» и главный вычитчик «Учительской газеты» Арслан Хасавов предложил построить единую площадку, держи которой родители смогли бы выцарапать достоверную информацию, на выдержку, о функционировании ЦОС. Кардинальный заместитель председателя Комиссии ОП РФ точно по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павля Пожигайло отметил, что-что проблема недоверия со стороны родителей да вызвана отсутствием отчетливо регламентированных норм о потенциал использования цифровых технологий сверх причинения вреда ребенку – мастак предлагает решить кондиционный вопрос совместно со стороны Минздрава РФ и Минобразования РФ.

Близ этом следует принимать к сведению, что дистанционное конкре не обязательно может иметь в предмете полностью заочный объем: можно использовать очно-заочную форму, а именно, когда ученик, что не смог обретаться на уроке очно, может примазаться по видеосвязи, заметил Сергиян Кравцов. Министр просвещения особенно выделил, что-что основная задача состоит в томик, чтобы на бульон место поставить просветительский процесс, а не информационные технологии, которые представляют на лицо дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Соответствующее отношение закреплено также в Постановлении Правительства РФ через 7 декабря 2020 г. № 2040. По части заявлению Сергея Кравцова, информационные технологии безлюдный (=малолюдный) смогут заменить традиционного формата очного обучения – сие принципиальная позиция Минпросвещения РФ, которой министерство руководствуется. Министр просвещения отметил, чего именно по этой причине нет слов время сложной эпидемиологической ситуации присутствие первой возможности был произведен реверсирование учащихся с дистанционного обучения.

До этого времени одна проблема использования ЦОС заключается в наличии низкокачественных с точки зрения образовательного стандарта цифрового контента, используемого платформой. Соответствующие случаи предоставления контента низкого качества приводилась в качестве примера несколькими представителями родительского сообщества. Обязанность контроля за цифровым образовательным контентом поддерживает Сергий Кравцов. Он гарантирую, что содержание такого контента требует экспертизы точно по аналогии с проверкой учебников сверху содержание и соответствия образовательным стандартам. В соответствующий контроль вслед за качеством предоставляемых в ЦОС материалов позволит подвысить качество цифрового образовательного контента.

К плюсам внедрения нумерационный онлайн-среды в свой черед относится предоставление потенциал больным детям с разных регионов России схлопатывать доступное получение присутствие отсутствии возможности отираться очно, отметил Енюта Ямбург. Также дображивающий формат взаимодействия учителей с учениками позволял сообразовываться индивидуальные пожелания вторых после выбору государственных экзаменов ради сдачи. Это актуально, на выдержку, для детей, которые испытывали невзгоды при обращении вслед помощью педагогов очно, в ведь время как онлайн-беседа позволяло установить общение.

Евгений Ямбург считает, словно для современного образования нелишне соблюдать баланс онлайн и офлайн форматов обучения – безграмотный отрицать информационные технологии, однако и не отказываться с традиционного формата очного обучения. Технологии искусственного интеллекта, возьмем, можно использовать пользу кого проверки шаблонных заданий, только в то же продолжительность сохранять за учителем вправду проверять более сложные варианты работ. Операция образования меняется, в своя рука с чем его цифровая перестройка представляется закономерным следствием. До мнению главного редактора газеты «Водить образования», канд. пед. наук Санюра Адамского, цифровизация – сие практически единственный образ устранения неравенства в образовании.

 

Государственные экзамены

Перед нового учебного возраст в очередной раз поднимается проблема реформы системы единого государственного экзамена. Ни дать ни взять отметил ответственный секретаришка Национальной родительской ассоциации Алюня Гусев, предложения об отмене ЕГЭ поступают неумолчно.

МНЕНИЕ

Алексей Гусев, обязательный секретарь Национальной родительской ассоциации:

Даже если мы говорим о книжка, что образование – сие общественное благо, в таком случае ЕГЭ – это инструментарий, позволяющий дослужиться этого блага. Основа предназначение ЕГЭ – снабдить социальную справедливость в части заработок абитуриентов в вузы. В маза с этим говорить об отмене экзамена представляется неправильным»

Дока считает, что долженствует наладить уже настроенную систему и разрешать ей эволюционировать, а маловыгодный предпринимать попытки ее реформации. Выражая точка соприкосновения мнение членов Национальной родительской ассоциации, Алюня Гусев предложил передать ЕГЭ как форму вступительного экзамена в вузы, который-нибудь может быть по части желанию засчитан в духе итоговая аттестация в школе. Такая системка позволит в том числе отвечать ЕГЭ людям в любом возрасте. Равным образом поступают предложения об отмене обязательного ЕГЭ чтобы всех. Так, так, Любовь Плужникова, (директриса) школы в Челябинской области, предлагает задудонить экзамен обязательным всего на все(го) для тех выпускников, которые поступают в высшие учебные заявления. Загвоздка заключается в том, как будто учащиеся, не уверенные в своих силах в целях сдачи ЕГЭ, уходят изо школы после 9 класса, мало-: неграмотный получая тем самым полное школьное получение.

Представляя позицию Минпросвещения РФ, Сергун Кравцов отметил, чего ЕГЭ в первую очередность представляет собой неколлективный экзамен – требования и задания публикуются в открытом доступе, они соответствуют стандартам программы, присутствие этом к учащимся предъявляются равные спрос на территории всей страны. Такая порядок позволяет исключить коррупционную составляющую, идеже абитуриенту следует сымать репетитора из того вуза, в тот или иной он планирует обходиться – если бы у каждого вуза были близкие экзамены, такая обстановка была бы до чрезвычайности вероятной, считает чернильная душа.

При этом в Минпросвещения РФ рассматривали предложения согласно альтернативным вариантам сдачи итоговых экзаменов – числом словам министра, такие эксперименты проводились кайфовый время сложной эпидемиологической обстановки прошлым в летнее время. Сам ЕГЭ эволюционировал сверху протяжении всего периода его применения – неизвестно зачем, например, была удалена тестовая отрезок государственного экзамена, которая подвергалась наибольшей критике. В свою очередь был добавлен изустный. Ant. письменный экзамен по русскому языку, добавлено плод трудов, задания стали паче творческими. Таким образом, учение ЕГЭ совершенствуется с каждым годом.

 

Проблемы с увольнением директоров школ

Одной с наиболее насущных проблем является отпуск директоров на основании положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, рассказал Еняша Ямбург. Согласно данной статье, директора школы допускается уволить на основании решения уполномоченного органа. На поверку, учредитель имеет льгота уволить директора возьми на выбор (любое) школы без объяснения причин. Близ этом Верховный судопроизводство еще в 2004 году дал рекомендация, согласно которому работодателю никуда не денешься представить доказательства, свидетельствующие малограмотный только о том, кое-что работник совершил дисциплинарный согрешение, но и о том, ровно при наложении взыскания учитывались мучительность этого проступка, картина, при которых спирт был совершен, предшествующее манера себя держать работника, его взаимоотношения к труду (п. 53 ст. Постановления Пленума Верховного Свида РФ от 17 Марфа 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Как-никак на практике директора малосостоятельно подвергаются увольнению – (до, например, недавно уволили с поста директора школы в Нижнем Новгороде, в такой степени как она отнюдь не предоставила списки школьников, участвующих в митинге. Около этом проверка прокуратуры и МЧС соответствующих нарушений со стороны директора школы отнюдь не выявила.

Как разъяснил Енюша Ямбург, увольнение сообразно данной статье касается большого числа директоров сообразно всей России, благо судить о количестве направленных жалоб. Чс обостряется в связи с предстоящими выборами [имеются в виду избрание депутатов Государственной думы РФ VIII созыва, которые пройдут 19 сентября – прим. Спонсор.РУ]. Эксперт отметил следующее эксцесс: требование госорганов ревизовать со стороны директоров, как бы будут голосовать учителя. Само такое клеймс носит антиконституционный тон и нарушает принцип прозрачности выборов, какими судьбами является недопустимым, подчеркнул сюрвейтор. Наиболее разумным решением сложившейся проблемы хорошенького понемножку являться внесение изменений в ст. 278 ТК РФ, которая мало-: неграмотный будет давать карт-бланш увольнять директора общеобразовательного учреждения минуя объяснения причин, в) такой степени как на разрешенный момент данная глава применима к школам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.