Государственно-церковных отношений

 

Прaвoвыe aспeкты взaимoдeйствия гoсудaрствa и рeлигиoзныx oргaнизaций oбсудили нa тeмaтичeскoй дискуссиoннoй сeссии нa тeму «гoсудaрствeннo-цeркoвныx oтнoшeний» в рaмкax VII Пeтeрбургскoгo мeждунaрoднoгo юридичeскoгo фoрумa, сooбщaeт прeсс-службa фoрумa.

В oбсуждeнии приняли учaстиe нaчaльник юридичeскoгo oтдeлa Мoскoвскoгo Пaтриaрxaтa игумeнья Ксeния (Чeрнeгa Oксaнa Aлeксaндрoвнa); дoктoр юридичeскиx нaук, прoфeссoр, зaвeдующий кaфeдрoй Рoссийскoгo гoсудaрствeннoгo унивeрситeтa юстиции (РПA Минюстa РФ) Вадим Виноградов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов; начальник юридического отдела централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов; Швейцарский адвокат Оливер Чирич, профессор кафедры менеджмента Московский государственный университет. М. В. Ломоносова Михаил Шахов. Заседание вел председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

Открытая дискуссия, модератор Сергей Гаврилов заявил, что такое обсуждение впервые пройдет в рамках форума, и к участию в сессии приглашены специалисты, которые редко выступают публично – начальники юридических служб, религиозных конфессий, ученые международного уровня, работающие в юридических вопросах религии и государства.

«Наш уникальный опыт России настолько сложна и разнообразна, что трудно выделить отдельные фрагменты, которые взаимодействуют друг с другом. В этот день, я помню, в нашей истории, произошли два важных события – день рождения Николая II, святой, и День Пионерии. Я должен сказать, что в сознании наших сограждан этих факторов является Совместимость. Мы считаем, что наша страна является светским, по сравнению с другими странами. Но практика, которой руководил законодателями 20 лет назад, кардинально изменилась. Самые важные ценности в большей степени влияет не только ее членов, но и для государства, политический мир, по законодательству. Он является юридическим источником слабости или источник процветания? Наше законодательство реагировать на вызовы – я хочу напомнить вам, что мы уже сделали ряд важных решений. Но нам еще есть над чем работать», — пояснил модератор сессии.

Глава юридической службы Московского Патриархата игуменья Ксения напомнил участникам о положениях, которые регулируют отношения между Церковью и государством — в статье 14 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». «Очень часто мы слышим вопрос: если религиозные объединения отделены от государства, то это является государственная поддержка религии? Характеристика, основные формы поддержки, которые подпадают под действие статьи 4 Закона «О свободе совести», — заявила игуменья Ксения.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов обратил внимание участников, что государство требует внимание к потребностям основных религий и модернизации законодательства. В противном случае, он сказал, что сообщество может ожидать негативные последствия. «Если мы, как государство, говоря о необходимости введения в школах основ религии, а с другой стороны говорят, что платок-это никакого отношения к школе не имеет, получается дихотомия. Вы одной рукой дают, а другой отрицает. Иногда говорят, что мусульмане не только на периферии, но Москва-это крупнейшая в Европе Мусульманская столица, он является домом для трех миллионов мусульман. Мусульмане не могут понять, почему они не могут построить мечеть в большом мегаполисе. Повестка дня стремительно меняется, и государство не управляет, в частности, регулирует правовые отношения. Когда мусульмане становятся мишенью для вербовки», — отметил Дамир Мухетдинов.

Профессор, факультет государственного управления МГУ. М. в. Ломоносов Михаил Шахов отметил, что, по его мнению, является одной из проблем взаимодействия государства и основных конфессий является отсутствие четкого толкования термина «светское государство», которое закреплено в Конституции Российской Федерации. «Считается, что это что-то конкретное и ясное, это на самом деле не совсем так однозначно.

Оказание услуг по наша страна является светским государством, то есть, в статье 14 Конституции Российской Федерации появились в 1993 году впервые в истории нашей страны. Есть очень мало стран, где закон содержится норма о светском государстве, только три в Европе, Турции, Франции и России. В других странах, нет такого правила», — сказал эксперт. По словам Михаила Шахова, задачей законодателей является большой правовой конкретизации принципа светскости. Исключение термина из Конституции, в котором отсутствует точное правовое содержание ученого практически невозможно по политическим и юридическим причинам. Среди положений, которые требуют уточнения, он сослался на пункт 4 статьи 4 и пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

«Мы не говорим о том, как удалить написано. Но тот факт, что этот термин не определен – проблематично. Некоторые недовольные социальной деятельности религия призывает к этому, есть идеологический молот для тех, кто не доволен религиозной жизни в обществе», — заключил Михаил Шахов.

Заведующий кафедрой Российского государственного университета юстиции (РПА Минюста РФ) Вадим Виноградов согласился с коллегой в том, что термин «светское государство» — неясно. Однако он отметил, что неопределенность нормы и положительные стороны.

«Эта неопределенность позволяет избежать различных толкований, в частности положениями статьи 14 не подвергался толкованию Конституционного Суда. Размытые линии позволяют добиваться различных компромиссов, которые необходимы в нашем обществе. Принцип светскости и отделения государства от религиозных объединений должны толковаться в соответствии с принципом свободы совести. Что мы понимаем под термином офис? Нельзя вложить то, что государство и религиозные объединения не должны иметь ничего общего. Нельзя сказать, что государство и Церковь не имеет никакого отношения или быть истолкованы как враждебные. Мы поговорим о взаимной автономии. Здесь ключевой момент может быть позитивный нейтралитет государства в отношении религиозных организаций, когда государство признает их важность», — отметил Вадим Виноградов.

Начальник юридического отдела централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерации еврейских общин России» Евгений Романов отметил необходимость совершенствования законодательства в сфере благотворительной деятельности, в которой часто принимают участие в различных религиозных организаций. «В частности, в нашей деноминации, и другие, содержат большое количество сообществ. И благотворительную помощь наиболее эффективна в рамках таких структур. Мы предложили рассмотреть в отношении налоговых вычетов для доноров – физических и юридических лиц», — отметил эксперт.

Подводя итоги заседания, модератор Сергей Гаврилов поблагодарил всех участников за их мнения и отметил, что дискуссия была интересной и плодотворной.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.