фoтo: Кирилл Искoльдский
Дoexaть oт Мoсквы дo Лeнингрaдa стoилo дo пoслeднeгo времени (по расходу бензина) примерно 2,6 тыс. рублей. Теперь стоимость трансфера между двух столиц может дойти до 2,9 тыс., а то и до 3 тыс. рублей. Удовольствие не из дешевых, тем не менее более 10 млн россиян ежемесячно пользуются такой услугой.
В принципе, недорого. Билет на авиаперелет между Питером и Москвой в престижном классе стоит менее 5 тыс. рублей. Рейс «Сапсана» в оба конца в два-три раза дешевле — то есть стоит примерно столько же, сколько заплатить за бензин. Однако «железный конь» уже не является излюбленным транспортным средством отечественных путешественников. Топливо дорожает, поэтому количество междугородных пассажироперевозок падает. За последний год их число сократилось примерно на 10%, и эта тенденция увеличивается:
Уверенности не прибавляет и ОПЕК, которая в своем отчете за ноябрь улучшила прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году — почти до 100 млн баррелей. Как отмечают эксперты, это было сделано, чтобы отразить результаты из Китая в III квартале, которые превысили ожидаемые значения. Это связано с возросшими ожиданиями от стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также от КНР, Индии и других государств.
Кроме того, как отмечается в годовом отчете Международного энергетического агентства (МЭА — международная организация, отвечающая преимущественно на энергетическую политику США), всего мировая добыча «голубого топлива» к 2025 году должна превысить 4 трлн кубических метров, к 2040 году — 5,3 трлн.
«Как ожидается, американцы будут добывать к 2025 году 971 млрд кубометров, а к 2040 году — чуть более триллиона. Третьим производителем станет Иран с показателями 243 млрд кубометров (к 2025 году) и 338 млрд (к 2040 году) кубических метров соответственно. Доля российского газа в мировой торговле увеличится до 37% к 2025 году и 40% к 2040 году.
Цены на бензин в России на первый взгляд не привязаны к таким макроэкономическим показателям, как цены на нефть и газ. Однако такая зависимость прослеживается. Скачки стоимости «черного золота» отражаются на ценниках на АЗС — в России зафиксирован рекордный рост оптовых цен на моторное топливо. С начала ноября стоимость бензина Аи-92 выросла на 3%, до 43,2 тыс. рублей за тонну, а за тонну Аи-95 теперь требуют почти 45,7 тыс. рублей.
Чиновники уверены, что не следует впадать в панику. «Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенным образом. Пошлина (на производство углеводородов. — «МК») меняется примерно с месячной задержкой. Это означает, что предел роста цен на бензин и стимул для снижения появятся в ближайшее время», — отмечает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
По словам специалиста Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, цены на бензин повышаются вне зависимости от нефтяного фактора. Это связано с налоговой системой, которая составляет до 80% стоимости бензина, с различными сборами, пошлинами и акцизами, идущими в бюджеты различных уровней вне зависимости от цен на сырье. Как отмечает эксперт, несмотря на то что нам рапортуют, будто инфляция чуть ли не нулевая, если взять потребительский сектор, то там инфляция в два-три раза обгоняет официальную. Поэтому уверенность в долгосрочной перспективе повышения цен, отвлеченно от мирового рынка энергоресурсов, будет однозначная. Литр Аи-95 вырастет в цене до 42 рублей, а Аи-98 дотянет до 50 рублей.