Add to Flipboard Magazine.
18.11.2017 11:16
Мoсквa, 18 нoября — «Вeсти.Экoнoмикa».
Нaтaлья Мaурeр
Кaк утвeрждaeт нeмeцкий экoнoмист Клaус Швaб, aвтoр книги «Чeтвeртaя прoмышлeннaя рeвoлюция» и oснoвaтeль и прeзидeнт Всeмирнoгo экoнoмичeскoгo фoрумa в Дaвoсe, мы стoим у истoкoв рeвoлюции, кoтoрaя рaдикaльнo измeнит нaш мир: «Xaрaктeр прoисxoдящиx измeнeний настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей». Германия — страна, в которой нет природных ресурсов, поэтому она полностью зависит от качества образования нового поколения, а ему надо быть готовым к революционным изменениям. О том, почему для немцев старая истина «дети – это наше будущее» актуальна как никогда, рассказывает Наталья Маурер.
Клаус Шваб утверждает, что дигитализация (перевод информации в цифровую форму) позволит исключить человека из взаимодействия вещей, тем самым сделав это взаимодействие более автономным, надежным, быстрым, системным и контролируемым. Появится связь между физическим миром вещей и виртуальным миром данных. Это значит, что в будущем у человека будет больше возможности для высокоинтеллектуальной и творческой работы. Такая работа станет более востребованной и ценимой. Вместе с тем ожидается, что уже к 2020 г. в Германии новые технологии производства и повсеместная роботизация могут лишить работы миллионы человек.
Государству уже сейчас надо начинать перестраивать систему образования и подготовки специалистов, модернизировать инфраструктуру, чтобы создать новые рабочие места. Давайте разбираться, на каком фундаменте может быть построен «проект будущего» немецкого федерального правительства «Индустрия 4.0». По сути, это стратегический план развития экономики страны, включающий прорыв в области информационных технологий.
На сегодняшний день школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное. Система делится на три ступени: дошкольное образование, начальное и среднее двух уровней. После среднего образования первой ступени (Realschule) дети могут выбрать специализацию и продолжить учебу в профессиональных училищах. Вторая ступень среднего образования (Abitur) позволяет выпускникам школы поступить в высшее учебное заведение. Наряду с государственными школами существуют и частные учебные заведения. К частным школам относятся, например, католические школы, в которых учатся дети католического или лютеранского вероисповедания. Начиная с 2010 г. католические школы стали платными, стоимость обучения на сегодняшний день составляет примерно 100,00 евро в месяц. Причина введения платного обучения в католических школах — снижение числа людей, готовых платить церковный налог.
Детский сад
Начальное образование дети получают в детском саду. Немецкая система отличается от российской. Стандартное время пребывания ребенка в садике — всего пять часов. Отдать малыша на более длительное время можно только через ведомство по делам молодежи (Jugendamt), куда надо обязательно заранее подать заявление, принести рабочий контракт и расчетный лист по зарплате за последние полгода. Это связано с тем, что пребывание ребенка в садике целый день (более 5 часов) возможно только для родителей, которые действительно работают от звонка до звонка. С 2015 г. администрация Гамбурга сделала первые пять часов бесплатными.
За дополнительные часы, проведенные в детсаду, родители должны раскошелиться. Сумму доплаты рассчитывает ведомство по делам молодежи в зависимости от дохода родителей. Стоимость десяти часов садика в месяц в Гамбурге составляет сегодня 800,00 евро. Семья с общим доходом нетто больше 3375,00 евро в месяц платит за дополнительные пять часов 204,00 евро в месяц. Остальную часть стоимости берет на себя государство. Большинство немецких женщин работают полдня, поэтому большую часть детей забирают домой после обеда. В стоимость садика входит уход за малышами, а также обед, а вот завтрак надо обязательно каждое утро давать ребенку с собой. Дети, оба родителя которых работают полный день, с девяти часов утра и до двух часов дня находятся в своих группах, но рано утром и вечером их объединяют в одну.
Группы в садиках тоже очень разные: могут быть с детьми одного возраста и так называемые семейные группы, в которых находятся малыши от 2 до 5 лет. Никаких утренников или концертов на праздники (за исключением Рождества) в нашем понимании здесь не проводится, т. е. праздник есть, есть угощения (которые должны принести с собой родители), но дети не поют, не танцуют и не рассказывают стихи. Обучение ребенка больше направлено на развитие моторики: дети что-то рисуют, вырезают или клеят. Причем, если ребенок не хочет рисовать, вырезать или клеить, то он просто уходит играть, никто его не заставляет — полная свобода действий. В садике можно оставаться до шести лет, так как последний год заменяет подготовительный класс в школе.
Школа
В начальной школе (это 1-4 классы) у детей один учитель преподает все предметы. Специализации немецких учителей отличаются от российских. Например, вторым предметом учителя французского языка может быть физкультура или рисование, а у учителя математики — музыка.
Министерство образования постоянно проводит какие-то эксперименты. Несколько лет назад одним из них была попытка оригинальным способом научить учеников начальной школы грамотно писать. Дети должны были отображать слова так, как слышат, а учителям и родителям нельзя было исправлять ошибки. По мнению авторов, со временем дети должны самостоятельно понять и запомнить правильное написание слов. Возможно, автор эксперимента просто не любил проверять тетради. Эксперимент провалился. Дети так сами ничего и не поняли, а родителям пришлось самостоятельно исправлять ошибки эксперимента.
Окончив четыре класса начальной школы, дети с хорошим аттестатом и рекомендацией учителя могут продолжить обучение в гимназии. После двухлетнего испытательного срока ученики, которые не справились с программой гимназии, уходят в обычную школу (Realschule), где программа обучения проще. В гимназии школьник получает образование классического типа. Классическая система образования появилась в Германии еще в XIX веке и ориентирована на изучение математики и древних языков (латынь и древнегреческий).
Система оценок отличается от российской. Например, активная работа ученика на уроке имеет 60% значения для общей оценки, а письменные контрольные работы — всего 40%. Это значит, что ребенок, который пишет контрольные работы на «отлично», но стесняется выступать в классе во время урока, будет иметь конечную оценку в аттестате хуже, чем тот, кто любит поболтать, но плохо знает материал и пишет контрольные работы на тройку.
В немецкой гимназии нет уроков литературы. Это большой минус: по мнению современных нейробиологов, процесс чтения стимулирует мозговую активность, при погружении в книгу начинают функционировать те области мозга, которые в другое время не задействованы. К тому же чтение расширяет кругозор.
Перспективы «Индустрии 4.0» в Германии
Интеллектуалы Германии бьют тревогу: немецкая классическая система образования готовит детей к профессиям, которые уже к 2020 г. могут быть частично или полностью автоматизированы, — юристы, врачи, бухгалтера, страховые агенты, финансовые аналитики, работники бюро. Все эти специальности требуют исполнения рутинной работы, в то время как профессии будущего ориентированы на социальные и творческие навыки, умение принимать решения в условиях неопределенности, а также способность вести проекты и доводить их до конца (например, достроить, наконец, аэропорт в Берлине). Совершенно очевидно, что классическая система немецкого образования устарела и в преддверии четвертой промышленной революции требует радикальных реформ.
Ричард Давид Прехт
Популярный немецкий философ Ричард Давид Прехт (известный как автор книг «Я — это я? И если да, то насколько?», «Философское путешествие», «Любовь») уже несколько лет выступает на телевидении, пишет книги и читает лекции о приближающейся эпохе дигитализации, пытаясь пробудить в обществе стремление к кардинальным изменениям в системе образования. Но, к сожалению, ни одна из политических партий, участвовавших в выборах 2017 г., не включила в свою программу план по подготовке страны к четвертой промышленной революции.
План модернизации немецкой системы образования уже существует, он называется «Школа 4.0» (по аналогии с названием «Индустрия 4.0»). Концепция базируется на особенностях четвертой промышленной революции и интернете вещей.
Этот проект много обсуждается на научных и политических конференциях, однако он основан на том, чего на сегодняшний день, к сожалению, не существует: в школах нет современных цифровых медиа, нет возможности переподготовки учителей с целью повышения квалификации в области цифровых технологий. В данном вопросе большие ожидания авторов проекта не совпадают с финансовыми возможностями системы образования. Таким образом, недостаточное финансирование школьного образования парализует процесс дигитализации и может оставить одну из самых развитых индустриальных стран Европы у разбитого корыта.
Получается, что понимание необходимости реформ есть, при желании, средства на реализацию проекта у одной из самых богатых стран Европы тоже найдутся. Почему же проект не реализовывается? На этот вопрос попытался ответить Вольфганг Грюндингер, автор книги «Alte Säcke Politik. Wie wir unsere Zukunft verspielen» («Политика стариков. Как мы теряем наше будущее»). Эта книга была названа FES (старейшим политическим фондом Германии имени Фридриха Эберта) лучшей политической книгой 2017 г.
Вольфганг Грюндингер пишет о том, что «демографические изменения в Германии сдвинули избирательное преимущество в пользу пожилых граждан». «Последние выборы показали, что впервые более половины электората составляют люди старше 50 лет. Ориентация на старшее поколение в предвыборной кампании является гарантией успеха, и эта тенденция в будущем будет только расти. На сегодняшний день каждый третий избиратель старше 50 лет, а половина всех членов СДП и ХДС старше 60 лет. В условиях демократии политика направлена на самую сильную группу избирателей. Сегодня это пожилые люди. Последствия мы можем видеть уже во время избирательной кампании, где проблемы молодых людей, такие как образование и дигитализация, практически игнорируются», — объясняет он.
К сожалению немецкое общество пока еще не может в полной мере оценить последствия грядущих перемен. Несмотря на это, «Индустрия 4.0» медленно, но верно входит в наш мир, и тот, кто сможет перестроиться, окажется в более выгодном положении. А тому, кто не успеет вовремя сменить профессию, придется соревноваться с продуктами дигитализации, так же как герою американского фольклора Джону Генри пришлось соревноваться с паровым молотом.