Add to Flipboard Magazine.
29.09.2017 09:35
Мoсквa, 29 сeнтября — «Вeсти.Экoнoмикa». Oдним из oснoвныx нoвoстныx лeйтмoтивoв нeдeли, бeсспoрнo, слeдуeт считaть рeзультaты пaрлaмeнтскиx выборов в Германии, которые завершились более чем неожиданно, отмечает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Абелев Олег.
Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Абелев Олег
Валютные рынки не замедлили отреагировать на исход голосования (см. график ниже). Неделя стартовала с укрепления евро и продолжает держать этот тренд: с начала недели европейская валюта укрепилась уже на 1,7%.
Конечно, немецкий политический истеблишмент воздержался от комментариев на эту тему, но для инвесторов рост политических рисков и неопределенности очевиден. Распродажи по этой причине продолжались всю неделю, и не факт, что они прекратятся и на следующей. Позже инвесторы успокоятся, если в немецкой политике наступит спокойствие, но после прохода уровня 1,18, причем довольно уверенно, следующая планка — 1,1770.
Посмотрим, хватит ли для этого сил у инвесторов или же из Берлина пойдут на рынок успокаивающие нотки.
Теперь поговорим более подробно о результатах выборов.
По итогам выборов Христианско-демократический союз (ХДС) во главе с канцлером Ангелой Меркель набрал 33% голосов, на втором месте оказалась Социал-демократическая партия Германии с 20,5% голосов, правая «Альтернатива для Германии» впервые проходит в бундестаг с 12,6% голосов.
Преодолев 5%-й барьер, в бундестаг также проходят Свободная демократическая партия с 10,7%, «Левые» с 9,2%, «Зеленые» с 8,9%. Заметим, что впервые с 1949 г. две главные политические силы — ХДС/ХСС и СДПГ — показали такие слабые результаты и в парламент прошла партия более правых взглядов, чем ХДС.
Ясно, что такой результат оказался для правящей ХДС существенно хуже, чем прогнозировалось, поэтому теперь для сохранения поста канцлера Меркель придется вступать в коалицию. Интересно, что, в отличие от ХДС, которой больше 60 лет, правая партия «Альтернатива для Германии» была создана только лишь в 2013 (!) году, но при этом получила больше, чем и «Левые», и «Зеленые», — 12,6% голосов.
По всей видимости, европейские площадки будут отыгрывать эту историю в ближайшее время не самом позитивном ключе, поскольку, чего скрывать, определенное разочарование на европейских рынках, вероятно, будет преобладать.
Тем не менее хотелось бы напомнить, что не стоит воспринимать период пребывания христианских демократов у власти сугубо как потерянное время: с 2013 г. Германия жила практически в профицитном бюджете при довольно крепком евро еще несколько лет назад, а ожидаемый рост ВВП в 2017 г. и с прицелом на 2018 г. составляет 1,6% и 1,8% соответственно.
И это в период активных проблем у периферийных стран еврозоны в 2014-2015 гг. – Испании, Ирландии, Португалии и, конечно, Греции, спасать которые приходилось, в том числе и немецким «рублем».
Надо отметить, что евро мог сильно обвалиться еще несколько лет назад в связи с греческими событиями, если бы не поддержка Германией инициативы по созданию европейского механизма финансовой стабильности, по сути, спасшего еврозону от больших проблем.
Рынки, очевидно, будут привыкать к новой реальности вместе с пониманием того, что избиратели несколько устали от однообразия политических портретов, поэтому на парламентских выборах в других европейских странах повторение немецкого сценария более чем возможно.
Важно и то, что новым президентом бундестага станет нынешний глава немецкого министерства финансов Вольфганг Шойбле, который уже принял соответствующее предложение. Что это значит для рынков? В первую очередь стремление к активизации процесса евроинтеграции, а также к созданию общего бюджета еврозоны, о чем им неоднократно говорилось.
Теперь Греции и другим проблемным странам еврозоны будет сложнее договариваться с локомотивом европейской экономики, поскольку новый глава бундестага придерживается довольно жесткого курса по отношению к странам-должникам и активно против спасения этих экономик любой ценой.
Судя по всему, теперь курс евро будет зависеть от того, будут ли в ближайшие годы данными странами проводиться реформы для повышения своей конкурентоспособности. В противном случае зона евро может существенно поредеть, что, бесспорно, отразится и на курсе европейской валюты и на стоимости биржевых активов тех стран, которые находятся «под ударом».