Add to Flipboard Magazine.
- У прaвитeльств нe xвaтaeт мoтивaции в мирнoe врeмя
- Нaциoнaльныe гoсудaрствa Eврoпы сфoрмирoвaлись в XVI вeкe в услoвияx вoeнныx дeйствий и угрoз
- Пoлитичeскoe рaзoчaрoвaниe прoвoцируeт гeoпoлитичeскoe нaпряжeниe
Мoсквa, 3 мaя — «Вeсти.Экoнoмикa». Пoсмoтритe нa ужaсaющee сoстoяниe инфрaструктуры в Aмeрикe и рядe другиx рaзвитыx экoнoмик, a тaкжe нeрaзбeриxу в пoлитикe иx правительств.
Но было время, когда они проводили чрезвычайно необходимые инвестиции, а дороги и университеты были приоритетом. Что же произошло?
Как доказательство того, что либеральные демократии больше не справляются с существующими вызовами, аналитики приводят напористые правительства Китая и Сингапура.
Однако проблема не в демократии, а в том, что у правительств не хватает мотивации в мирное время.
Война — это ад; чем дольше ее нет, тем лучше. Но она была почти всегда неотъемлемой частью человеческой истории и постоянным стимулом для политической эволюции.
Оборона — хрестоматийный пример общественного блага. Безопасность приносит выгоду всем жителям страны, и невозможно лишить ее граждан, которые за нее не платят.
Не так много причин для частных сил обеспечивать оборону, если в обмен они не получают соответствующую компенсацию от защищаемого ими общества.
Инфографика
Государственные расходы на безопасность стран, % ВВП
На протяжении всей истории легитимным правительством было то, которое могло лучше всего защищать свой народ.
По мере роста населения и развития технологий работа по обороне общества становилась сложнее. Это в свою очередь вело к увеличению ответственности правительства.
Согласно выводам исследования Николы Геннаиоли и Ганса-Йохима Воса возросшие финансовые потребности для военных действий после XVI века помогли формированию крупных, мощных национальных государств в Европе.
Возросшая стоимость войны означала, что для сохранения безопасности государствам необходимо сильное, централизованное правительство, способное привлекать большие суммы денег, главным образом через налоги.
Эту тему развивают в своем исследовании Тимоти Бесли и Торстен Перссон. Они считают, что государство, способное повысить оборону, может проводить более качественную экономическую политику; способность использования налоговой системы для прямого перевода богатства, к примеру, означает, что общество меньше зависит от неэффективных форм перераспределения, отмечает британский журнал The Economist.
Военная конкуренция всегда заставляла государства интересоваться технологическим прогрессом. Но индустриальная революция и эра тотальных войн вели к драматическим изменениям в государствах.
Федеральное правительство Америки практически не участвовало в образовании молодого поколения, оставив этот вопрос штатам и местным властям.
Все изменилось в 1958 г., когда Дуайт Эйзенхауэр подписал указ, гарантировавший выделение примерно $1 млрд (более $8 млрд 2017 г.) на улучшение изучения наук, математики и иностранных языков в школах, а также создававший новую федеральную программу по предоставлению финансовой помощи студентам университетов.
Закон «Об образовании для нужд национальной обороны» (National Defence Education Act) был ответом на запуск советского «Спутника» и страх, что Америка может уступить технологическое лидерство Советскому Союзу, — критически важный вопрос национальной безопасности в эпоху межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками.
Опыт Америки очень показателен. Ученые Бесли и Перссон проанализировали инвестиции в начальное образование во многих странах за последние 150 лет.
Они обнаружили, что существенные инвестиции, как правило, происходили в период обострения военного противостояния или сразу после войны.
Но образование не единственный получатель выгоды. Управление перспективных исследований и разработок министерства обороны США и НАСА в эру Эйзенхауэра начали создавать новые технологии с потенциальным стратегическим использованием.
Тот же эффект был от закона, которому Америка обязана своей развитой сетью автомобильных дорог.
В ХХ веке стало ясно, что сохранение стратегического превосходства требует мощной, промышленно развитой экономики и высококвалифицированных рабочих. Когда появлялась угроза — правительства отвечали.
Инфографика
Расходы НАТО на виды вооружений и военную технику
Несмотря на бесконечные военные действия в Афганистане и на Ближнем Востоке, количество смертей на полях сражений неуклонно уменьшается с 1990-х гг., а по завершению «холодной войны» был ликвидирован наиболее серьезный потенциальный источник глобального конфликта.
Разумеется, об этом не следует сожалеть, так как помимо огромных человеческих страданий войны становятся тяжелым экономическим бременем.
Однако в отсутствие острой угрозы безопасности политика во многих странах стала менее эффективной. Для появления хороших экономических условий необходимы инвестиции в общественное благо, создание бюджетной обеспеченности и социальных гарантий.
Но во многих странах предпочтения определенного уровня инфраструктурных инвестиций варьируются намного сильнее, чем взгляды на то, в чем заключается адекватная национальная безопасность. Разногласия в итоге исключают достижение оптимальных политических соглашений.
В то же время мир на Земле с неадекватной инфраструктурой предпочтительнее жизни с постоянной угрозой войны, но с идеальными автодорогами.
Риск в том, что политическое разочарование дает силы лидерам-националистам и провоцирует геополитическое напряжение, и тогда правительства обращаются к старым и, как правило, плохим способам его разрешения.