Add to Flipboard Magazine.
Вaлeрий Вaйсбeрг
Мoсквa, 6 мaртa — «Вeсти.Экoнoмикa». Министeрствo финaнсoв прoдoлжaeт oтрaбaтывaть мexaнизм oбнoвлeннoгo бюджeтнoгo прaвилa в услoвияx слaбoгo плaтeжнoгo бaлaнсa. Нa oснoвaнии опубликованной оценки мартовских и фактических февральских объемов покупки валюты можно сделать вывод, что операции правительства пока не стали стабилизатором рынка. Для достижения желаемой цели необходима смена тактики и способов коммуникации с рынком, считает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН».
Минфин покупает валюту в объемах, соответствующих разнице между плановым и ожидаемым поступлениями нефтегазовых доходов (налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, газ и продукты их переработки). В начале февраля участники рынка были удивлены намерению правительства купить валюту более чем на 110 млрд руб. – эта цифра значительно превышала экспертные оценки. В марте ситуация прояснилась. Оказалось, что Минфин использует не прогнозные, а исторические значения по объемам добычи, экспорта и курса рубля. Такой подход, как показала практика, приводит к серьезным погрешностям.
Ставка пошлины на месяц вперед утверждается самим Минфином, план-график поставок нефти, нефтепродуктов и газа есть в министерстве энергетики (для целей оценки экспорта их можно использовать наряду с данными Федеральной таможенной службы). Неизвестными остаются две величины, на основании которых рассчитывается ставка налога на добычу полезных ископаемых: курс рубля и стоимость нефти. И прогноз, и исторические данные по ним, действительно, могут серьезно расходиться с реальностью.
Между тем, инвесторы ценят предсказуемость правительства и регуляторов и старательно избегают неопределенности. К счастью, объем операций Минфина слишком мал в сравнении с оборотом валютного рынка, чтобы оказать существенное влияние на курс. Поэтому цена неточности сейчас не столь значительна, однако в перспективе она может возрасти, если эксперты не научатся с высокой точностью моделировать операции правительства на будущее.
Может ли Минфин сократить расхождение в оценке требуемого объема валюты и фактического результата операций и сделать «интервенции» более предсказуемыми для участников рынка? Возможной стратегией является фиксация некоторого объема избыточных нефтегазовых доходов, который правительство будет гарантированно конвертировать в валюту. Объем покупок сверх этой величины можно определять исходя из фактических итогов. Реализовывать его можно либо в следующем месяце, либо в следующем бюджетном году. Таким образом, участники рынка будут иметь информацию о минимальном постоянном объеме присутствия правительства на торгах. А ошибку в оценке операций сверх этой величины можно минимизировать статистическими методами.
Илл. Вести.Экономика