Add to Flipboard Magazine.
Для нoвoй экoнoмичeскoй прoгрaммы прaвитeльствa Стoлыпинский клуб прeдлoжил испoльзoвaть «Стрaтeгию рoстa». Oнa прeдпoлaгaeт пeрexoд к стaбильнoму рoсту экoнoмики при сoздaнии нeoбxoдимыx мaкрo- и микрoуслoвий, oбeспeчивaющиx в тoм числe лeгкoe дыxaниe для бизнeсa.
НЭП или НЭР
Дaжe нeвaжнo, кaк будeт нaзывaться нoвaя прoгрaммa прaвитeльствa, глaвнoe, чтoбы в нeй был взят курс нa oбeспeчeниe устoйчивoгo рoстa рoссийскoй экoнoмики. Oб этoм зaявил в срeду упoлнoмoчeнный при прeзидeнтe РФ пo зaщитe прaв прeдпринимaтeлeй, сoпрeдсeдaтeль «Дeлoвoй Рoссии», глaвa прeзидиумa Стoлыпинскoгo клубa Борис Титов, представив среднесрочную программу социально-экономического развития РФ до 2025 г. «Стратегия роста», которая накануне была направлена на рассмотрение президента России и правительства.
Как напомнил «Вести.Экономика» Борис Титов, предполагается, что решение по новой экономической программе правительства будет принято в мае. Также к маю-месяцу, очевидно, будет подготовлена и альтернативная программа Центра стратегических разработок, возглавляемого экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Впрочем, заметил Титов, масштабная работа, проделанная в течение последних полутора лет членами Столыпинского клуба при активном содействии госструктур и научного сообщества, уже оказалась не напрасной. Хотя бы потому, что определенная смена ориентиров – от традиционного стремления к поддержанию стабильности к обеспечению устойчивого роста экономики — уже прослеживается как в заявлениях представителей власти, так и в последних выступлениях самого Алексея Кудрина.
Между тем, предупреждают авторы «Стратегии», если не реализовать новую экономическую политику и продолжать стоять на месте, то России неизбежно грозит новая экономическая реальность. В этом случае к 2025 г. российская экономика рискует опуститься по ВВП по ППС с 6-го на 10-15-е место в мире. И можно ожидать, что показатели номинального подушевого ВВП Китая превысят российские к 2020 г., а по показателям подушевого ВВП по ППС — на рубеже 2030 г. Причем при темпах роста менее 2-3% российское государство способно навсегда отстать от ведущих стран мира, так как 1% роста ВВП по ППС в Китае подразумевает $197 млрд, а в России – $37 млрд соответственно, 1% роста в Поднебесной равен 5,3% роста в РФ.
Отсюда первоочередная необходимость в ближайшие годы добиться превышения темпов роста отечественной экономики над среднемировыми, которые по прогнозам составят 3-3,5%.
Рост или стагнация
Обозначенные задачи становятся тем более актуальными с учетом наметившихся новых вызовов. Так, например, в России снизилось соотношение риск/доходность, что не позволяет реализовывать коммерческие инвестиционные проекты в большинстве секторов экономики. При этом из-за падения цен на энергоресурсы сокращаются доходы бюджета, бизнеса, домохозяйств и снижается спрос на внутреннем рынке. Одновременно с введением западных санкций против РФ ограничивается доступ к внешним финансовым и инвестиционным капиталам, а также новейшему технологическому оборудованию. Общую картину дополняют усугубляющаяся технологическая отсталость и неконкурентоспособность отечественных товаров и услуг, неразвитость промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, неэффективность институтов и государственного управления, вкупе с низким уровнем и качеством жизни населения.
И чтобы кардинально изменить ситуацию, надлежит отказаться от традиционной политики, которая провозглашала необходимость поддержания стабильной экономики, но за минувшие четверть века так и не обеспечила стабильности ее ключевых показателей, подчеркнул научный руководитель Института экономики роста Яков Миркин.
В этой связи разработчики программы предлагают реализовать намеченный пакета мер, с тем чтобы на первом этапе в 2017-2019 гг. перейти к восстановлению экономического роста (при уровне в 3,5-5%), а в рамках второго этапа в 2020-2025 гг. обеспечить выход на высокие темпы и качество экономического роста (в 4-6%) и на третьем в 2026-2035 гг. выйти на устойчивое развитие (3-3,5%). Такое последовательное наращивание темпов роста и улучшение его качества позволят удвоить объем ВВП к 2035 г., прогнозируют эксперты.
Достижению заявленных ориентиров может поспособствовать ряд благоприятных факторов. В их числе наличие незагруженных промышленных мощностей (как показали последние исследования, по стране простаивает до 25% нового оборудования), высокая научная и техническая культура при достаточно высоком общем уровне образованности населения, наличие больших запасов полезных ископаемых, а также огромных территорий неиспользуемой земли, пригодной для введения ее в оборот и развития сельского хозяйства, сравнительно большой внутренний рынок, наряду с прочим, обеспечивающий потенциал для импортозамещения, в том числе в отраслях-локомотивах, вроде ОПК, нефтегазового сектора, металлургии и АПК.
Цель или средство
К слову, уточнил Яков Миркин, опыт названных отраслей доказывает возможность их уверенного развития при осуществлении поддержки со стороны государства, например в виде субсидирования ставок по кредитам. Для различных периодов, пояснил Борис Титов, требуется и различная экономическая политика. Так, если во время экономического подъема логично минимизировать вмешательство государства, то в кризисные годы оно, наоборот, должно более активно содействовать выводу экономики на траекторию роста.
По убеждению авторов «Стратегии», государству предстоит стать катализатором инвестиционного процесса, с тем чтобы обеспечить в 2017-2018 гг. запуск механизмов финансирования инвестиций в среднем на 1–1,5 трлн руб. в год, в первую очередь в высокотехнологичные производственные и наукоемкие проекты. Тогда как остальные инвестиции должны прийти из бизнеса. В частности, за счет снижения административных рисков, снижения издержек на дорогие кредиты, тарифы, налоги возможно высвободить на инвестиционные цели до 1,5-2 трлн руб. средств предприятий в год и еще 1-1,5 трлн руб. в год — за счет доработки законодательства об амнистии капиталов и расширения гарантий прав российских и зарубежных инвесторов.
Правда, чтобы добиться этого, оговорил председатель президиума Столыпинского клуба, понадобится объединить усилия власти и бизнеса в осуществлении поставленных задач, как в микро-, так и в макроэкономической сферах. Для запуска инвестиционных процессов в микроэкономике уже предусмотрено реализовать 100 якорных проектов, сулящих максимальный мультипликационный эффект. К ним в том числе можно отнести фармацевтический кластер в Калуге, рыбопромышленный и аквакультурный кластеры в Мурманской области, Владивостоке и на Сахалине, ювелирный кластер в Костроме, Смоленске, Якутии, а также кластер услуг для людей старшего возраста в Кабардино-Балкарии и Крыму.
Разумеется, чтобы направить бизнес в нужном направлении, также необходимы и соответствующие шаги со стороны властей. Кстати, в рамках подготовки «Стратегии», по словам академика РАН Виктора Ивантера, пожалуй, впервые было просчитано, какую ответную реакцию бизнеса способны породить конкретные меры госструктур.
Исходя из сложившихся обстоятельств разработчики программы также предлагают скорректировать и макроэкономическую политику, в частности, перейдя к умеренно мягкой ДКП и такой денежно-промышленной политике, которая обеспечила бы долгосрочное кредитование экономики по конкурентным ставкам. В пользу такого перехода свидетельствует и опыт стран, успешно осуществивших экономический подъем.
Тогда как нынешняя ДКП, по мнению ректора Финансового университета при правительстве РФ Михаила Эскиндарова, губительна для экономического роста. Чтобы его активизировать, важно обеспечить доступ к финансовым ресурсам, для чего следует добиться снижения процентных ставок банков вслед за ключевой ставки ЦБ. Однако Центробанк, объявивший своей главной целью ограничение инфляции, продолжает удерживать ключевую ставку на уровне, значительно превышающем инфляционные показатели. Хотя, по большому счету, указывают аналитики, и инфляция, и ключевая ставка должны являться лишь инструментами осуществления экономической политики, а не ее целью.
Среди других назревших системных решений авторы программы также упомянули снижение тарифов монополий, осуществление налоговой реформы, кардинальное ограничение админдавления, реформирование судебной системы. При этом они, в частности, предлагают заморозить тарифы на ближайшие два года, с тем чтобы за это время выработать оптимальное решение по ограничению тарифного роста, препятствующего экономическому развитию. И отраслевые эксперты уже начали проработку данного вопроса.
Таким образом, даже после завершения подготовки итоговой версии «Стратегии роста» работа над ней не закончится, подытожил Титов. И вслед за уже намеченными первоначальными мерами, добавил он, далее предстоит подумать над последующими решениями, которые поддержали бы заданный тренд на подъем российской экономики и обеспечили бы при этом легкое дыхание для бизнеса.
Наталья Приходко