Вaлeрий Вaйсбeрг
Утвeрдив в пeрвoм чтeнии oснoвныe пaрaмeтры фeдeрaльнoгo бюджeтa, Гoсудaрствeннaя думa зaнялaсь пeрeнoсoм рaсxoдoв в рaмкax oтдeльныx рaздeлoв и стaтeй. Oб этoм рaссуждaeт в стaтьe Вaлeрий Вaйсбeрг, дирeктoр aнaлитичeскoгo дeпaртaмeнтa ИК «РEГИOН».
Сoглaснo тaблицe пoпрaвoк, рeкoмeндoвaнныx к утвeрждeнию кoмитeтoм пo нaлoгaм и бюджeту, oбщий oбъeм пeрeрaспрeдeлeния сoстaвил пoрядкa 140 млрд руб. (мeнee 1% рaсxoдoв кaзны). Истoчникaми финaнсирoвaния в сooтвeтствии сo слoжившeйся прaктикoй стaли нераспределенные по конкретным направлениям «иные бюджетные ассигнования».
Основная сумма поправок пришлась на разделы «Национальная экономика», «Образование» и «Социальная политика». Депутаты заметно увеличили расходы на поддержку инноваций, промышленности и сельского хозяйства (около 54 млрд руб.). Дополнительные средства были выделены на дошкольное и общее образование и развитие пенсионной системы. Все перечисленное находится в русле экономической и социальной политики правительства, однако ввиду весьма ограниченного пространства для маневра внутри сложившейся бюджетной конструкции принятые изменения носят косметический характер.
Динамика стоимости нефти в рублях
Для министерства финансов при формировании бюджета на ближайшую трехлетку было принципиально важно не допустить роста расходов и задать тренд на сокращение бюджетного дефицита. В этих условиях правительство согласилось с консервативным экономическим прогнозом, предполагающим сохранение рублевой цены на нефть на уровне текущего года (2700 руб. за баррель). Между тем, решение о заморозке добычи нефти странами-членами ОПЕК в сочетании с проинфляционной экономической политикой избранного президента США Дональда Трампа обещает значительное повышение этого показателя в будущем году. Снижение аппетита иностранных инвесторов к российскому риску будет способствовать сохранению рубля в диапазоне от 60 руб. и выше, тогда как цены на нефть сорта Urals, скорее всего, большую часть года проведут в диапазоне $45-50 за баррель.
Таким образом, ближе к середине года правительство, вероятно, обнаружит в казне весьма значительные дополнительные доходы (каждые дополнительные $5 в цене на нефть снижают дефицит федерального бюджета на 300-350 млрд руб.). Перед очередными президентскими выборами может возникнуть соблазн потратить эти средства на текущие нужды, в частности увеличив социальные расходы, пенсии и зарплаты работников бюджетной сферы. Одним словом, на статьи, которые экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал «непроизводительными».
Между тем, бизнес выражает серьезную озабоченность возможным сокращением объемов государственной поддержки. Например, в федеральном бюджете заложено сокращение ассигнований Фонду развития промышленности, не до конца ясна судьба льгот в связи с изъятием и перераспределением дополнительного 1% из региональной части налога на прибыль. Кроме того, к дополнительному росту издержек приведет продолжение налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Часть этих вопросов могла бы быть снята в результате распределения возможных дополнительных доходов бюджета в будущем году.
Это, пожалуй, максимум, который можно выжать из бюджета будущего года. Более существенный сдвиг в направлении стимулирования экономического роста возможен только при изменении ключевых вводных параметров в результате налоговой реформы, анонсированной в недавнем Послании президента Федеральному собранию; модернизации социальной политики; решения проблемы хронического дефицита Пенсионного фонда. Исходя из озвученных планов правительства все вышеперечисленное обретет реальные очертания не ранее 2019 г. Вплоть до этого момента в России продолжится бюджетная консолидация, основным (и, пожалуй, единственным) позитивным эффектом которой является макроэкономическая стабильность.
Сочетание низкого бюджетного дефицита, умеренной инфляции и плавающего курса, действительно, может стать хорошей базой для будущего экономического роста. Однако в современном быстро меняющемся мире отсрочка реформ на год или два может нивелировать этот позитивный эффект.